"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Ах, эти непокорные звуки!
Я работаю учителем-логопедом в московском детском саду. Каждый день вместе с детишками путешествую в волшебный мир звуков, помогаю малышам укрощать «непокорные» звуки. В моей копилке много способов преодоления «недуга». Упражнения, помогающие вызвать к жизни отсутствующие звуки Дети сделали своими руками книжку-раскладушку, сочинили сказочки и синквейны, нарисовали рисунки цветными карандашами. В книжке-раскладушке 16 страничек. На каждой страничке – картинки, в названии которых спрятан трудный, но уже покорённый звук.
Какие же это звуки и картинки?
Звук [Л]: Лампа. Облако. Колокольчик. Яблоко. Солнышко. Лодка. Шоколадка. Лошадка. Жёлудь. Флажок. Луна. Весло. Белка. Платье. Юла. Поплавок.Звук [Ш]: Шишка. Шарик. Шапка. Букашка. Подушечка. Петушок. Зайчишка. Кукушка. Мышка. Кошка. Ландыш. Шашки. Вишня.
Звук [Р]: Рыбка. Верблюд. Корова. Тигр. Носорог. Торт.
Звуки [Л-Р] и [Л’-Р’]: Мармелад. Стрела. Тарелочка. Зеркало. Каравелла. Рояль. Перепёлка. Балерина. Королева. Орёл.
Для того чтобы чисто произнести звук [Л], необходимо хорошо потренировать язычок, особенно его кончик. Вот некоторые упражнения для языка: «часики», «футбол», «иголочка», «индюк», «парус», «расчёска», «маляр», «ёжик», «ступеньки».
«Футбол». Рот закрыт, с силой упираться кончиком языка то в правую, то в левую щёку. Повторить 6-8 раз (далее аналогично повторять каждое упражнение).
«Иголочка». Рот открыт, высунуть наружу острый направленный язык.
«Индюк». Широким языком ритмично «шлёпать» по верхней губе, произнося «БЛ-БЛ-БЛ».
Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [Ш] помогут такие упражнения для языка как: «вкусное варенье», «маляр», «сдуй ватку с носа на чёлку», «широкий парус», «жуй бока языка».
«Вкусное варенье». Широким языком слизать «варенье» с верхней губы.
«Маляр». Рот открыт, кончиком широкого языка водить по нёбу.
Звук [Р] требует своих упражнений : «лошадка», «грибок», «гармошка», «автомат», «пулемёт»,«маляр», «болтушка».
«Лошадка». Рот открыт, присосать язык к нёбу и с силой уронить его на дно рта (щёлкать языком). Далее, вытянуть вперёд губы и дуть на них, произнося «прру».
Синквейны. Дети, занимаясь с учителем-логопедом, часто пишут синквейны на важные темы. Синквейн – стихотворение из 5 строк, написанное по определённому алгоритму.
Айсберг (Вика Трущелёва, 5 лет)
1. Айсберг.
2. Холодный, большой.
3. Плавает, растёт, тает.
4. Айсберг состоит из пресной воды.
5. Корона.
Молния (Вика Бахмутских, 5 лет)
1. Молния.
2. Сверкающая, яркая.
3. Сияет, пугает, разделяет.
4. На небе сверкает молния, и идёт дождь.
5. Ленточка.
Секреты преодоления проблемы межзубного сигматизма
Часто дети произносят свистящие [C С’ З З’ Ц] и шипящие [Ш Ж Ч Щ] звуки, просовывая кончик языка между зубами. Звук получается смазанным, расплывчатым, не похожим сам на себя. Прежде всего, ребёнку нужно рассмотреть свой ротик в зеркале и убедиться, что у него есть верхние и нижние зубки. Далее дотронуться кончиком языка до нужного места во рту.Упражнения на нахождение во рту зубов
- Дотронуться широким кончиком языка до верхних резцов. Удерживать язычок в этом положении 3-5 сек.
- Дотронуться широким кончиком языка до нижних резцов. Удерживать язычок в этом положении 3-5 сек.
- Смотреть в зеркало и провести несколько раз («почесать») широкий кончик языка о нижние зубки, о верхние зубки. Выполнять 6-8 раз (аналогично все последующие упражнения).
- «Посчитай зубки»: дотронуться кончиком языка до каждого зуба попеременно.
- «Почисти зубки»: «чистить» каждый зубик кончиком языка по всей зубной пластине, начиная от основания зуба.
Упражнения для тренировки губ
- Улыбка» - «Хоботок». Попеременно растянуть губки в улыбке, вытянуть их вперёд «хоботком».
- «Заборчик» - «Трубочка». Попеременно показать сомкнутые зубки, вытянуть губки в «трубочку».
Упражнения для тренировки языка
- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка удерживать за нижними резцами, спинку языка выкатить наружу и прижать верхними резцами. Получится катушка или косточка.
- «Прокати звук» с катушки. Держать «катушку» и дуть на неё «С-С-С». Следить, чтобы кончик языка удержался за нижними резцами.
- «Лопата». Рот открыт. Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в этом положении 3-5 сек. Если язык «дёргается», надо наказать его.
- «Накажи непослушный язычок». Широкий язык лежит на нижней губе. Произнести: «ПЯ-ПЯ-ПЯ», не убирая язычок с нижней губы. Язычок расслабится и будет готов сделать следующее упражнение.
- «Трубочка». Рот открыт. Широкий язык лежит на нижней губе. Загнуть боковые края языка кверху до образования трубочки. Дуть в эту трубочку.
- «Забей гол». На столе стоят «ворота» (например, два кубика). Скатать ватный шарик, положить его на расстоянии 20 см от ворот. Дуть с языка (упр. «трубочка») на ватный шарик так, чтобы шарик влетел в ворота. Го-о-ол! Забить 6-8 голов.
- «Прокати карандаш». На столе лежит карандаш. Дуть на него с языка (упр. «трубочка») так, чтобы карандаш прокатился по столу 10-15 см. Когда научитесь прокатывать один карандаш, добавьте к нему ещё один. Пробуйте прокатить сразу 2-3 карандаша.
- «Дуй на грудь». Высунуть широкий язык (между верхней губой и языком должна быть щель), наклонить голову вниз и дуть с языка так, чтобы на грудь попадал холодный воздух. Можно дуть с «трубочки».
- «Канделябр». Высунуть язык и дуть поочерёдно на каждый пальчик левой и правой руки. Дуть резко и экономно, чтобы хватило «ветерка» на каждую «свечку».
- «Надуй шарик». Представьте, что вы надуваете шарик. Надо стараться дуть так, чтобы не раздувались щёки, и воздух.
Ольга Савчук, учитель-логопед, ГБОУ «Школа №1566 «Марьинская гимназия
с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы», ДО №2333, Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии