"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Ах, да ложка!
Цель: формирование представлений у детей о деревянной ложке, как о самобытном элементе русской культуры.
Образовательные задачи:
- формировать умение отвечать полной фразой, вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, не перебивая слушать собеседников;
- познакомить с историей возникновения деревянной ложки, подвести к пониманию того, что она является частью русской культуры;
- формировать умение подбирать антонимы.
- развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России;
- развивать слуховую память и умение воспроизводить услышанное;
- развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого);
- активизировать словарь прилагательными по заданной теме;
- закреплять умение действовать по инструкции взрослого;
- развивать общую и мелкую моторику.
- содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать любовь, гордость и уважение к своей стране на основе народных традиций.
Предварительная работа: слушание детьми оркестра ложкарей, рассматривание и игра с деревянными ложками в патриотическом уголке группы.
Ход деятельности
(Воспитатель в русско-народном наряде встречает детей в группе, играя на деревянных ложках под музыку «Русская народная».)Воспитатель: Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем клубе «Русские традиции». Что это у меня такое? (Обращает внимание на деревянные ложки в руках.) Правильно, а какие они? (Деревянные, красивые, разные, цветные и другие ответы.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу историю деревянной ложки. (Дети встают полукругом возле воспитателя, слушают.) Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, без неё не обойтись.
Воспитатель: А вы знаете, что ложки у людей были не всегда? Как вы думаете, как ели люди? (Ответы детей.)
Воспитатель: Люди ели руками, но это неудобно. Суп невозможно есть руками. Сначала придумали делать ложки из глины, но они рассыпались. Потом мастерили ложки из камня, но они были очень тяжёлыми и есть ими было тяжело. Позже начали вырезать ложки из дерева, а точнее из деревянных баклуш. Занимались этим специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. (Дети рассматривают слайды презентации, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, высказывают своё мнение.)
Воспитатель: Вот такая ложка получалась. (Дети рассматривают слайд презентации.) Ложки получались лёгкие, не рассыпались и есть из них было не горячо. Похожа она на ложки, которые у меня? (Показывает расписные ложки. Воспитатель проводит дидактическую игру «Скажи наоборот».)
Воспитатель:
- У меня ложки расписные, а на экране? (Не цветная, белая.)
- У меня ложка маленькая, а на экране? (Большая.)
- У меня одна ложка, а на экране? (Много.)
- У меня ложка тяжёлая, а на экране? (Лёгкая.)
Воспитатель: А чтобы ложки стали такими красивыми, мастерицы расписывали их в красивые цвета. И ложки стали вот такими красивыми. (Показывает разные деревянные ложки.)
Воспитатель: Раньше у ребятишек было не так много игрушек, как у вас сейчас, поэтому дети играли иногда и с ложками. А вы хотите поиграть? (Воспитатель проводит подвижную игру «Ложкой пронеси, на пол не урони», в которой необходимо ложкой перенести предметы, не уронив их.)
Воспитатель: Сейчас мы деревянными ложками не едим, но ложки не исчезли из нашей жизни. Скажите, ребята, что ещё можно делать деревянными ложками? (Играть на них, стучать ими.)
Воспитатель: Правильно, на ложках можно играть музыку. (Дети смотрят видео «Детский ансамбль ложкарей».)
Воспитатель: Хотите мы с вами тоже попробуем поиграть на ложках? (Воспитатель проводит игру «Послушай-повтори». Правила игры: попросите ребёнка быть внимательным и запомнить то, что он сейчас услышит; произведите ложками три удара разной силы: тихий, громкий, тихий; дайте ложки ребёнку и попросите воспроизвести услышанные звуки; выполните ещё два аналогичных задания.)
Варианты звучания:
- тихо, тихо, громко;
- громко, тихо, тихо.
- тихо, громко, тихо, громко;
- громко, тихо, громко, тихо;
- громко, громко, тихо, громко;
- тихо, громко, тихо, тихо;
- громко, громко, тихо, тихо;
- тихо, тихо, громко, громко;
- тихо, тихо, тихо, громко;
- громко, громко, громко, тихо.
Воспитатель: Я начну играть, а вы попробуйте повторить. (Воспитатель проводит музыкальную игру «В ложки бей…».)
Воспитатель: В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей.
Спинкой ложечкой ударь
Ещё сильней. (Дети бьют ритмично ложкой о ложку перед собой.)
Ложки вверх подними
и ударь: раз, два, три.
Спинкой ложечки ударь
И опять опусти. (Дети поднимают ложки вверх и ритмично стучат ими. Опускают ложки.)
Сядь на корточки
И по полу постучи.
Раз-два, раз-два,
Подниматься пора. (Дети садятся на корточки и стучат обеими ложками по полу. Поднимаются на ноги.)
Тихо стукнем о живот,
Ложка песню не поёт.
Что-то шепчет ложка,
Слышен звук немножко. (Дети стучат обеими ложками о животик.)
В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей.
Спинкой ложечкой ударь
Ещё сильней. (Дети ритмично стучат ложкой о ложку перед собой.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас замечательно получилось, а сейчас давайте устроим оркестр и все вместе поиграем на ложках. (Включает музыку «Русская плясовая» и вместе с детьми играет на ложках.)
Воспитатель: Молодцы, очень весело у нас получилось. Понравилось вам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в нашем клубе «Русские традиции»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Пришло время прощаться, но наше знакомство с ложками не закончилось. На следующей встрече мы продолжим и распишем деревянную ложку.
Ольга Иванова, Юлия Миначева, воспитатели
Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»,
«Детский сад «Волжская жемчужина»,
п. Придорожный, Самарская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии