"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Адаптация в саду
В своей семье ребёнок живёт так, как ему диктуют правила данной семьи, созданные его родителями. Другое дело – детский сад, там много детей из совершенно разных семей. Дети должны выполнять определённые правила: соблюдать режим дня, слушаться воспитателя, соблюдать правила поведения во время занятий, спать в тихий час. совершенно естественно, что всем без исключения детям, начинающим посещать дошкольное учреждение, первое время будет трудно перестроиться. Главная задача педагога: присмотр, уход и обучение первоначальным знаниям в соответствии с возрастом ребёнка. Таким образом, попадая в обстановку детского сада, малыш испытывает дискомфорт в связи с разлукой с близкими родственниками, в связи с большим новым коллективом, другим режимом дня, в связи с новыми социальными условиям.
Многие дети легко адаптируются к условиям детского сада и чувствуют себя комфортно уже через 1-3 недели. Но есть дети, которым очень сложно «перестроиться», в таком случае адаптация длится около 2 месяцев. К сожалению, бывает и затяжная, тяжёлая адаптация, которая не проходит в течение нескольких месяцев, тогда родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам. Родитель, в свою очередь, всегда может сам помочь ребёнку принять новые условия.
Следует почитать положительные сказки про детский сад, заинтриговать ребёнка тем, что там интересно и можно многому научиться. Родители могут поиграть со своим ребёнком в «детский сад». Полезно также погулять возле детского сада, зайти на территорию с разрешения администрации, в общем, убедить ребёнка в том, что в саду вовсе не страшно и не опасно, а интересно и увлекательно.
Благоприятно начинать посещение детского сада в период, когда ребёнок абсолютно здоров физически, потому что в момент любой адаптации силы организма находятся в определённом напряжении.
Очень полезно заблаговременно, до прихода в детский сад, обучить малыша элементарным правилам гигиены, приёма пищи, одевания. Таким образом, ребёнок будет чувствовать себя увереннее, не тратя силы на то, чтобы обучиться этим навыкам в срочном порядке.
Постарайтесь задолго до первого посещения подстроиться под режим детского сада. Вечером укладывайте ребёнка спать не слишком поздно, если он не будет высыпаться, то и настроение у него с утра будет плохое.
Когда малыш только начинает посещать детский садик, у него обостряются отрицательные эмоции. Это нормальное проявление для момента адаптации, ребёнок может хныкать, плакать с кем-то за компанию (для детей свойственно «эмоциональное заражение»). Так же в момент привыкания к саду могут появляться страх, гнев, депрессивные состояния или заторможенность. Всё это – защитная реакция организма в момент приспособления к новым условиям окружающей ребёнка среды. Родители должны набраться терпения в такие моменты, потому что, если «из жалости» они начнут водить ребёнка в сад через день или два раза в неделю, можно только усугубить ситуацию, делая адаптацию ребёнка более затяжной. Уж если вы решили, что ваш малыш будет посещать дошкольное учреждение, то соберите все силы и терпеливо, спокойно переживите вместе со своим малышом этот трудный период, не растягивая его на долгие месяцы. Вовсе перестать водить детей в детский сад тоже не выход. Потом подобные проблемы с адаптацией начинаются в школе, где нужно думать об учёбе, а не тратить время и силы на привыкание к новой обстановке.
Родителям ни в коем случае нельзя отрицательно отзываться о дошкольном учреждении и воспитателях в присутствии ребёнка, иначе он будет думать, что вы заведомо определили его в очень плохое место. Ребёнку будет легче взаимодействовать с воспитателем, зная, что этот человек уважаем его родителями.
Создайте уютную атмосферу в семье, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, не перегружалась его нервная система. Интересуйтесь у ребёнка, как он провёл день, чему научился во время занятий. Ему будет приятно получать новые знания в детском саду, и, видя вашу заинтересованность, делиться своими впечатлениями. Малыш почувствует себя увереннее в новом статусе.
Особенно тяжело проходит момент расставания с мамой, поэтому все психологи советуют не затягивать данный момент. «Долгие проводы – лишние слезы» – гласит народная мудрость. Сам родитель не должен нервничать, расставаясь с малышом, иначе ребёнок будет перенимать данное состояние и заражаться неуверенностью. Если момент разлуки очень обострён, рекомендуется водить ребёнка в детский сад тому родителю, с которым ребёнок легче расстаётся (это может быть бабушка, сестра). Убеждайте ребёнка в том, что вы вернётесь, что эта разлука временная, а не постоянная. Можно чётко обозначить время вашего прихода, например, «после сна», «после полдника», чтобы ребёнок не вздрагивал, услышав шаги за дверью, а ждал вас в конкретно обозначенный момент.
Важно соблюдать спокойствие самим родителям, тогда и ребёнок будет спокоен. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом. Так же не эффективно обманывать ребёнка, говоря, что вы скоро вернётесь. Целесообразнее малыша увлечь, заинтересовать чем-то в саду, чтобы он с удовольствием и интересом заходил в группу. Большую роль играет положительное подкрепление, а не отрицательное. Чаще хвалите малыша за его успехи, заверьте его в том, что детский сад – это хорошо, там интересно. Спрашивайте ребёнка о его друзьях, играх, занятиях, показывайте свою заинтересованность, тогда малыш обязательно найдёт что-то интересное и увлекательное, чем можно с вами поделиться и поймёт, что посещать дошкольное учреждение не так уж и плохо.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
АОУ Д /с № 26 «Незабудка»
г.Долгопрудного Московской области
Рекомендуем почитать
- Комментарии