Журнал "Игры и Игрушки" №4-2012

Д етство — пора развития ре- бёнка, когда он начинает постигать гармонию окру- жающего мира. Восприятие красоты природы порождает первые эстетические переживания, развивает художественную оценку наблюдаемо- го. Первые пробы себя в качестве ху- дожника способствуют становлению чувства художественной гармонии, а влияние музыки — музыкальную гар- монию, чувство ритма. Когда развитие абстрактного мыш- ления достигает определённого уровня, наступает время и для понимания гар- монии в математике, в мире цифр — их соразмерности, упорядоченности, от- ношений друг с другом и целым. В этом выпуске мы рассмотрим гео- метрически симметричные какуро, бо- лее подходящие для развития чувства гармонии. Напомним, что игровое поле какуро представляет собой набор клеток, кото- рые нужно заполнить цифрами от 1 до 9 (цифра 0 не используется), причём в каждой строке или столбце не должно встречаться одинаковых цифр. Сумма цифр, входящих в каждую строку или столбец, записывается в клетке-под- сказке: для строки — слева от неё, для столбца — сверху. Если клетка-подсказ- ка расположена на пересечении строки и столбца, то суммы цифр для них раз- деляются косой чертой: при этом левое число обозначает сумму всех цифр, входящих в столбец под этим числом, а правое — сумму всех цифр, входящих в строку справа от этого числа. Итак, рассмотрим следующее задание. В соответствии с методикой решения головоломки, рассматриваемой нами в прошлых номерах журнала, ищем ключевые блоки, состоящие только из одной комбинации цифр. Место пере- сечения таких блоков и позволяет нам начать решение. В четвёртой сверху строке находится комбинация с суммой 7 (состоящая только из чисел 1, 2, 4), а в третьем справа нижнем столбце — комбинация с суммой 4 (состоящая из чисел 1 и 3). Число 3 не может входить в состав четвёртой строки, следователь- но, можно начать решение так: Далее замечаем, что в состав чет- вёртого столбца с суммой 6 не может входить цифра 4, следовательно, в четвёртой строке её нужно записать в первой позиции, и, тогда в последней позиции, цифру 2. Теперь, учитывая значение третьей правой строки, со- стоящей из цифр 1 и 2, находим значе- ние четвёртого столбца. Осталось найти значение любой из оставшихся незаполненных клеток, и задание будет выполнено. Исходя из со- держания второго столбца, делаем вывод, что в его верхней клетке могут находить- ся только цифры 1 или 2, и, сопоставляя это возможное значение с содержанием второй строки, исключаем вторую цифру. Завершите это решение самостоятельно. А теперь проверьте свои умения в следующих заданиях. Продолжаем учиться решать какуро — головоломки, развивающие внимание и логическое мышление. Какуро: алгебра гармонии Виктор Варченко, доцент кафедры образовательных технологий, кандидат педагогических наук И Г Р Ы - Г О В О Л О Л О М К И Решение головоломок, помещённых в предыдущем номере 8 2 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • №4 2012 7 3 8 5 7 5 6 4 6 4 6 3 7 6 7 4 6 8 8 3 7 10 10 4 9 4 7 3 6 3 6 4 7 3 8 5 7 5 6 4 7 3 8 5 7 5 6 4 7 9 9 4 6 9 8 6 4 9 10 10 10 6 8 9 1 14 2 1 3 2 3 3 5 7 7 4 6 3 7 7 3 2 2 1 4 4 3 2 1 1 1 2 1 3 4 5 1 6 3 3 3 1 1 4 3 3 6 1 5 6

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz