Журнал "Игры и Игрушки" №4-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 7 9 О Т Д Ы Х С Д Е Т Ь М И ДЖД в Амурской области В городе Свободном Амурской об- ласти малая Забайкальская железная дорога работает с 1940 года. Она по сей день остаётся самой длинной из всех детских трасс в России. Поч- ти 12-километровый путь, станции и технику обслуживают исключительно школьники. Дорогой пользуются как полноценным видом общественного транспорта. Взрослых пассажиров аб- солютно не смущает, что дорогу и со- став обслуживают дети. Начальную подготовку юные же- лезнодорожники проходят в школах — классами, тем же составом и работают впоследствии. Рельсы Свободненской детской железной дороги — настоящий рари- тет, некоторые из них были изготов- лены ещё в начале прошлого века. Те, что уложены на участке у станции «Юность», служат с 1946 года. Неко- торые рельсы в ходу уже больше века. А локомотив этой ДЖД — мечта мно- гих российских музеев. Самые-самые ДЖД Самая молодая В Кемерово. Торжественное открытие ДЖД состоялось 12 октября 2007 года. Самая длинная В Свободном. Её длина составляет 11,5 километров. Второе место по праву занимает дорога в Запорожье, её длина — 9,4 км. Самая короткая В Красноярске. Её длина составля- ет всего 1100 метров. Но эта дорога может считаться уникальной: только здесь всегда эксплуатировался само- дельный подвижной состав, а ещё она имеет самую узкую колею из всех дет- ских железных дорог. Самая полезная В Нижнем Новгороде. Она соединя- ла Горьковский автозавод с одним из районов города и использовалась, как один из видов городского транспорта. В Чите ДЖД использовалась для массовой перевозки дачников из горо- да в большой дачный массив. В Оренбурге ДЖД была одним из основных способов добраться из горо- да в зону отдыха, в которой располага- лось много пионерских лагерей. Самая «грузовая» Многие дороги имеют в своём вагон- ном парке грузовые вагоны, но поч- ти никогда не использовались для регулярных грузоперевозок. Исклю- чение составляли всего две ДЖД, осуществлявшие регулярные грузо- перевозки. Дорога в Свободном ис- пользовалась во время Великой Оте- чественной войны для вывоза леса с лесозаготовок, в Вильнюсе в 1950-е годы — для подвоза угля к одной из городских ТЭЦ. Самая «паровозная» До середины 1950-х годов на всех ДЖД были паровозы. Впоследствии их становилось всё меньше, постепен- но их стали вытеснять тепловозы, и на сегодняшний день паровозы остались в ходу только на трёх ДЖД: в Ростове- на-Дону, Киеве и Нижнем Новогороде. Самая невезучая В Санкт-Петербурге. За годы суще- ствования она дважды подверглась укорачиванию — в 1965 году с 8,1 км до 3,1 км, затем в 1991 году с 3,1 км до 2 км. Самая простая В Уфе. До последнего времени её ли- ния представляла собой кольцо с од- ной единственной стрелкой, которая практически никогда не использова- лась. Подготовила Екатерина Алексеёнок По материалам сайта www.dzd-ussr.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz