Журнал "Игры и Игрушки" №4-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 7 7 О Т Д Ы Х С Д Е Т Ь М И Немного истории Первая в мире детская железная до- рога — Малая Закавказская — была открыта летом 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в нашей стране появилось около 20 детских дорог. Во время Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были раз- рушены. Приостановили свою дея- тельность и почти все дороги в тылу. После войны часть детских желез- ных дорог была восстановлена, появи- лось немало новых. К моменту распа- да СССР в стране насчитывалось 52 детские железные дороги. В последнее десятилетие некото- рые детские железные дороги были за- крыты и демонтированы. Произошло это не только из-за экономических трудностей, а зачастую из-за невнима- ния со стороны управлений железных дорог и городских властей. Количе- ство детских железных дорог в России сократилось до двух десятков. Однако в последние годы вновь наметился по- ложительный сдвиг — строятся новые дороги (Пенза, Лиски, Новосибирск), модернизируются существующие (Че- лябинск, Санкт-Петербург). Чаще всего ДЖД не имеют транс- портного значения и используются для удовольствия и развлечения пассажи- ров. Московская ДЖД Почти восемьдесят лет назад пионеры Подмосковья по примеру тифлисских школьников решили организовать свою железную дорогу в Кратово. Их идею поддержали в управлении Мо- сковско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы кружки юных изыскателей, ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров школь- ники самостоятельно провели изыска- тельские работы и разработали проект ДЖД. 24 июня 1936 года пионеры на- чали строительство своей дороги. На самых тяжёлых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомско- го районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трёх деревянных пассажирских вагонов и паровоза. К 7 ноября 1936 года строитель- ство первой очереди дороги заверши- лось. Были построены 2,3 км путей, временные деревянные постройки на станциях. Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и об- учение юных железнодорожников. Торжественное открытие дороги со- стоялось 2 мая 1937 года. В 1941 году детская железная до- рога ещё некоторое время работала, но ближе к осени всё-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налётов. По окончании Великой Отече- ственной войны юные железнодорож- ники начали восстанавливать дорогу. И уже 14 июня 1945 года было начато движение на ДЖД. С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 километра. Правила и законы на Малой же- лезной дороге те же, что и на «взрос- лой». Поезда отправляются строго по расписанию, чётко выполняют свои профессиональные обязанности все юные работники — от диспетчеров, дежурных по станции, машинистов до контролёров и стрелочников. Обучение на Кратовской ДЖД про- ходят школьники 11–15 лет из 25 школ Москвы и Подмосковья. Полный курс обучения 4–5 лет. Сезон движения по- ездов начинается в июне и заканчива- ется в последнее воскресенье августа. Минская ДЖД Детская дорога открыла этим летом свой 57-й сезон. Маленьких пассажиров и их ро- дителей ожидает новая развлека- Города, где есть действующие ДЖД Владикавказ Волгоград Днепропетровск Донецк Екатеринбург Запорожье Иркутск Казань Кемерово Киев Красноярск Кратово Курган Лиски Луцк Львов Минск Нижний Новгород Новомосковск Новосибирск Оренбург Ровно Пенза Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Свободный Ташкент Тюмень Уфа Хабаровск Харьков Челябинск Чита Южно-Сахалинск Ярославль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz