Журнал "Игры и Игрушки" №4-2012
1 4 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • №4 2012 И Г Р А Т Ь И Л И Н Е И Г Р А Т Ь го вида игрушек, которое усиливается навязчивым маркетингом и СМИ. Наряду с агрессивными и бес- смысленными «стрелялками» суще- ствуют игровые наборы, которые вос- производят древние миры и события, в которых происходит реконструкция исторических битв. В них игровые сражения вполне осмыслены и такие игрушки, конечно же, нужны детям, особенно мальчикам. Опасны ли игры с военными игрушками? Опыт свидетельствует, что военные игрушки не имеют прямого влияния на агрессивность детей в реальной жиз- ни. Далеко не все дети, обладающие такими игрушками, становятся агрес- сивными. Ведь играющие дети всегда отличают игру от реальности и жёстко соблюдают эту границу. В то же время постоянно повторя- ющееся обращение с силовой игруш- кой поддерживает определённые агрессивные установки ребёнка. По- иск альтернативных средств решения проблем сокращается до использова- ния предметов физической агрессии. Применение силы и подавление слабо- го становится единственным способом решения всех конфликтов. По сути дела, усваиваются и тре- нируются специфические роли и сте- реотипы. «Мужские» ценности и мо- дели поведения нагнетаются, хотя в реальности они и не столь актуальны. Задолго до того, как дети смогут по- нимать смысл защиты и нападения, им уже вкладывается заданный стереотип понимания событий. Опасность в том, что ранний опыт насилия часто подкрепляется и допол- няется другими отрицательными пере- живаниями (например, неуспеваемо- стью в школе, конфликтами с друзьями, конкуренцией за положение в группе), что наслаивается на общие агрессив- ные тенденции и усиливает их. Грани- ца между реальностью и выдуманным миром может размываться, а это уже чревато усилением агрессивности. Рекомендуем следующие типы военных игрушек: � Игрушки и игровые наборы, свя- занные с блюстителями порядка (например, полиция). Здесь оружие — атрибут профессии полицейско- го и не побуждает «стрелять» или «целиться» просто так, ради заба- вы. � Исторические игровые наборы (на- пример, рыцарский замок с фигура- ми, пиратский корабль, набор сол- датиков), где агрессивные действия условны и не являются единствен- ной целью игры. � Специальные конструкторы, из ко- торых можно создавать модели ком- плектов военного имущества. � Костюмы и детали военного обмун- дирования для переодевания и для ролевых игр. К сожалению, таких игрушек у нас явно не хватает. Трудно найти традици- онных, качественно сделанных оловян- ных (а не пластмассовых) солдатиков в российской форме. А такой набор был бы очень важен для наших мальчиков — и для игры, и для патриотического воспитания. Нет также атрибутов роли, связанных с отечественной армией. Детали костюма помогают пережива- нию исторического контекста, когда дети с удовольствием погружаются в новую роль солдата или генерала. Нужно помнить, что игрушка сама по себе не несёт агрессии и жестоко- сти. Детская агрессивность всегда — следствие взрослых образов и взрос- лой картины мира. Играя в войну, моделируя конфликт и нападение, дети только отражают взрослый мир, имитируют его, чтобы перерабаты- вать связанные с этим переживания и страхи. 7 сентября проходит акция мира в ряде европейских стран. В этот день принято менять во- енные игрушки на сладости и мягкие мирные игрушки. В не- которых европейских странах (в Германии, Швеции и др.) воен- ные игрушки запрещены. Но не все, а только образцы (модели) современного оружия и оружия времён Второй мировой войны – пистолеты, ружья, наручники и пр. Именно эти игрушки про- воцируют прямую физическую агрессию. На остальные игруш- ки, которые принято относить к военным (наборы солдатиков, атрибуты военных костюмов, на- стольные игры с правилами на военную тематику и пр.) этот за- прет не распространяется. Покупая военную игрушку, родителям важно отдавать себе отчёт, кого они хотят вырастить, какие черты харак- тера воспитать у ребёнка: доблесть, мужество, достоинство и благородство будущего воина-защитника или агрес- сию, экспансивность, демонстрацию превосходства, присущие захватчикам. Героика отечественного воспитания связана с мужественными образами за- щитников Родины. Это убедительный воспитывающий аргумент в пользу во- енной игрушки. Между тем не следует игнорировать мнение психологов, которые счи- тают, что многие военные игрушки нового поколения опасны для здо- ровья ребёнка. В первую очередь, это детское оружие с пульками и патронами. Вес некоторых игрушек таков, что при ударе ими можно на- нести серьёзную травму. Иные дети в силу психологических особен- ностей склонны к агрессии по отноше- нию к окружающим, игры с военными игрушками обостряют у них это чув- ство. Сегодняшние игры в войну на ком- пьютере, на экранах телевизоров за- частую формируют искажённое пред- ставление о героизме, когда «героями» считаются гангстеры, убивающие и получающие за это всеобщее призна- ние. Поэтому так важно не попасть под власть этого сомнительного при- страстия. Пусть единственным оправ- данием при покупке военной игрушки будет следующее: растим и воспиты- ваем сильных, чтобы они защищали слабых. Дорогие читатели! Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения будут опубликованы в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i- igrushki.ru ОТ РЕДАКЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz