Журнал "Игры и Игрушки" №4-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 1 3 И Г Р А Т Ь И Л И Н Е И Г Р А Т Ь Почему дети любят военные игрушки? Большинство мальчишек любят сило- вые игрушки. Они помогают им по- чувствовать себя уверенными, само- стоятельными. В своей жизни дети, так или иначе, переживают ситуации тотальной зависимости. «Военные» игрушки помогают избавиться от этих тяжёлых переживаний. Они по- зволяют выплеснуть в игре агрессию, направленную против опасных и трав- мирующих психику моментов. В игре неприятные события, как и борьба с ними, всегда изображаются понарошку, условно, в воображаемом мире. В компьютерных играх, фильмах дети постоянно сталкиваются с воен- ными действиями и насилием. Оружие и обращение с ним становится для мальчишек важным, иногда единствен- ным атрибутом образа мужественно- сти, образа настоящего мужчины. Нужны ли детям военные игрушки? Всё зависит от характера самой игрушки, от степени её условности и пригодности именно для игры, а не для реального использования. Здесь действует важный закон: чем проще игрушка, тем больше она подходит для игры. Если ружьё высокотехнологич- но, то есть по-настоящему стреляет (шариками или игрушечными пулями) и при этом сверкает, издаёт громкие звуки и похоже на реальное, то его ис- пользование превращается в самосто- ятельное и забавное действие. Если же это условное оружие (деревянное или пластмассовое ружьё, сабля или пи- столет), его можно использовать имен- но как игрушку для игры. В некоторых компьютерных играх не очень понятные, но «злые», пуга- ющие воинственные существа вызы- вают бессмысленную агрессивность — борьба становится самоцелью. Дети не понимают, зачем и за что они дерутся и сражаются, важен сам про- цесс сражения. В последние годы на- блюдается интенсивное развитие тако- Главное, чтобы игра была игрой, оставаясь в рамках условной, воображаемой ситуации. Умение играть, то есть удерживать воображаемую ситуацию и отличать её от реальной, может служить защитой от многих проблем развития, в том числе нарастания агрессивности. Елена Смирнова, руководитель Центра психолого- педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, доктор психологических наук
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz