"Игры и Игрушки" выпуск №3-2022

ПЕДАГОГИ ПРЕДЛАГАЮТ � 33 зыкальным инструментам, логоритмике, пальчиковым играм, и это не случайно, так как все вышеперечислен- ные функции влияют на развитие речи, правильному её звучанию и звукопроизношению. Поэтому, всё это и используется на коррекционных занятиях. Но родители, в свою очередь, это первые для малыша помощники, ко- торые могут самостоятельно дома играть с детьми и во время игры прибегать к музыкальным приёмам. Допустим, поём потешки или другие детские песни. При этом можно хлопать в ладоши, топать ножками, но не хаотично, а ритмично, чтобы ребёнок привыкал к чувству ритма и интонациям. Также, во время пения по- тешек, можно прибегать к пальчиковой гимнастике, что способствует развитию полушарий, а соответственно влияет на развитие речи малыша. Кроме того, когда ре- бёнок познаёт что-то новое, запоминает слова, начинает понимать их смысл, то и речь его становится обогащён- ной и разнообразной. Музыкальные инструменты. Эта тема достаточ- но обширная. Очень много специалистов-неврологов очень рекомендуют детям занятия именно на музыкаль- ных инструментах, особенно детям с гиперактивностью (СДВГ). Гитара, балалайка, укулеле – это струнные инстру- менты. Во время игры, как правило затронута одна рука, которая перебирает струны, а вторая рука держит инстру- мент и заживает струны. Задействуются подушечки паль- цев, в которых очень много нервных окончаний, которые отвечают за развитие мозга и развитие речи. Ребёнок не сразу конечно же, не с первых занятий, но начинает кон- центрировать своё рассеянное внимание на струнах, на мелодии, которую должен сыграть. Развивается память, так как нужно запомнить где какие ноты находятся, и сы- грать мелодию – это большой труд для малыша. Развива- ется речь, так как ребёнок во время общения с педагогом, изучает не только нотный стан, но и узнает про компо- зиторов, музыкальные произведения, окружающий мир, познаёт новое и обогащает свой кругозор. Фортепиано – это уникальный инструмент, благо- даря которому развиваются оба полушария головного мозга, что способствует развитию речи, мышлению, логике. Так как игра на фортепиано это сложные кине- зиологические упражнения своего рода. Ребёнок играет левой рукой одну мелодию, правой рукой – другую, но- гой наживает педаль. Одной рукой нужно играть в мед- ленном ритме, другой рукой – в быстром ритме, затем одновременно сыграть что-то ритмическое, сделать пау- зы, сыграть очень громко, или очень тихо. Ещё ребёнок считывает ноты глазами одновременно во время игры на инструменте, то есть задействуются слуховые и зритель- ные рецепторы мозга, что благотворно влияет на речь и память, потому что работают оба полушария мозга. Ког- да мы говорим, мы делаем паузы, говорим то громко, то тихо, выражаем свои эмоции и так далее, в этом помога- ют ритмические занятия сольфеджио, вокалотерапия на хоровых занятиях, слушание музыки развивает кругозор и память. Поэтому, занятия на фортепиано очень благо- творно влияют на развитие не только речи, но и развитие ребёнка в целом. Причём, полезно детям и с СДВГ, и ле- воруким детишкам. Если пересилить первые сложности, связанные с ос- воением инструмента, то можно помочь ребёнку в его развитии, как в духовном, эстетическом, так и интеллек- туальном. Подводя итог, хочется сказать, что музыка – вокруг нас, и она способствует развитию детей. Желаю каждо- му родителю присмотреться к своим чадам, понять ка- кой инструмент вызывает положительные эмоции, или какие песни больше всего малыш любит и развивать му- зыкальное восприятие, которое поможет в дальнейшем ребёнку правильно говорить и логически мыслить.

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz