Игры и Игрушки выпуск №2-2022
ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ � 37 Для чего нужен тактильный сортер Далеко не секрет, что ребёнка с самого раннего воз- раста стоит знакомить с разными фактурами. Во всех развивающих игрушках заложена эта идея максимально разнообразного тактильного материала. Однако игруш- ки, даже обильно представленные, не могут показать всё разнообразие окружающих материалов. Нужно органи- зовывать «щупанье» всего на свете самостоятельно. Но, согласитесь, довольно трудно помнить об этом постоян- но, когда и без того хватает забот в уходе за маленьким ребёнком. Мало кто специально даёт малышу в руки, например, наждачную бумагу, или ткань, обшитую пай- етками. Такую сенсорную среду, конечно, можно создать са- мостоятельно. Нужно собрать в коробочке предметы из самых разных материалов: жёсткие и мягкие, тёплые и холодные, тяжёлые и лёгкие. И периодически менять на- полнение коробочки. А можно приобрести готовый так- тильный сортер. Вы можете возразить, что раньше тактильному раз- нообразию в руках ребёнка вообще не уделялось внима- ния, и все хорошо росли и развивались. У меня есть на это два объяснения. Во-первых, раньше познавательная активность детей была выше, а окружающие их мате- риалы – разнообразнее. И малыш сам мог доползти до стола, потрогать его деревянную ножку, затем до печи, её каменной стены и железной заслонки. Во-вторых, о важности сенсорного развития вам должен сказать тот факт, что она включена в программу реабилитации де- тей с разного рода поражениями нервной системы. Так при центрах реабилитации есть специальные сенсорные комнаты, в которых проводятся часовые занятия с детка- ми. На них малыши трогают железные цепи со звеньями и лёгкие перышки, «считают» узелки на канате, катают- ся деревянные шарики и взаимодействуют со множе- ством других материалов. Тактильный сортер, плюсы: расширяет представления об окружающих материалах; развивает мелкую моторику; массирует подушечки пальцев; развивает логическое мышление. Что такое тактильный сортер? Каждый производитель выпускает свою вариацию тактильного сортера, но общий смысл таков: это набор некоторых материалов, удобно закреплённых на поверх- ности. Они могут помещаться просто в мешочке или складываться в некую основу по принципу схожести ма- териалов. На фото вы видите самые разные тактильные сортеры. Задача ребёнка потрогать материал, узнать его на- звание, услышать характеристики (какой он?), а затем соотнести с другим таким же (или, напротив, достать прямо противоположный). Таким образом, ребёнок по- лучает новые тактильные ощущения, представления о материалах, которых мало в его окружении. Работает и моторика, и логика. По моему опыту работа с тактильным сортером всег- да надолго увлекает детей. Несмотря на то, что механика игры довольна простая: найди то же самое; сам материал удивляет и озадачивает. Да и сами родители с удоволь- ствием трогают кусочек натуральной кожи или грубый ракушечный камень. Тактильные сортеры могут так же совмещать себе тренировку цветов и форм, соотнесение явлений. Пожалуй, единственный минус такой игрушки состоит в том, что тактильный материал ограничен 5-10 поверхностями. Но вот увидите, ребёнок, научившись на базе игрушки прислушиваться к своим ощущения, пере- несёт свой исследовательский интерес на окружающий мир. И сам будет осознанно трогать шершавое дерево или мягкий ворсистый плед и делиться с вами своими наблюдениями, какой на ощупь этот материал. Анна Чемшова, педагог-психолог Монтессори центра, г. Тула
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz