Журнал "Игры и Игрушки" №2-2013

www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 7 9 И Г Р Ы - Г О Л О В О Л О М К И ку «Б4». Тогда последнюю оставшуюся свободную клетку этого блока «В4» мы должны будем закра- сить зелёным цветом. Этот вариант можем считать приемлемым, допустимым (рис. 3). Рассмотрим теперь другой вариант, когда красным цветом мы закрасим клетку «В4». В этом случае оставшуюся в блоке последнюю клетку «Б4» нам придётся закрашивать зелёным цветом (рис. 4), а это будет нарушением правил запол- нения квадрата, так как в столбце «Б» окажутся две клетки зелёного цвета. Следовательно, вто- рой вариант недопустим, и нижнюю строку мы должны заполнять только по первому варианту (рис. 3). Далее аналогично заполняем квадрат, придер- живаясь правила: выбираем блок с наибольшим количеством закрашенных клеток и находим вари- анты, когда заполнение свободных клеток в нём не приводит к повторению цветов в любом из осталь- ных блоков. Допустим, мы выбираем столбец «А». Здесь не хватает двух цветов: жёлтого и зелёного. Жёлтым цветом нельзя заполнять клетку «А3», так как в этом случае придётся закрашивать в зелёный цвет клетку «А2», а это недопустимо (подумайте, почему). Следовательно, мы можем раскрасить жёлтым цветом клетку «А2» и зелёным — «А3» (рис. 5). Далее поступаем аналогичным образом. Выбе- рем, к примеру, третью строку и закрасим её недо- стающими цветами: красным и жёлтым (это очень легко, сделайте самостоятельно), затем столбец «Б» — и закрасим единственную свободную клет- ку в синий цвет. Получим то, что изображено на рис. 6. Как же действовать дальше? Можно по- ступать так же, как мы поступали и раньше (выбирать незаполненный блок и заполнять оставшиеся в нём две клетки), а можно просто выбирать любой из четырёх цветов и смотреть, какую клетку из оставшихся пустых можно им закрасить, не нарушая правила: в каждом бло- ке должны быть клетки только разных цветов. Попробуйте завершить заполнение квадрата по- следним способом. Итак, алгоритм решения рассмотренной голо- воломки следующий: ищем блок с наибольшим числом закрашенных клеток и заполняем остав- шиеся таким образом, чтобы в любом из осталь- ных блоков одинаковые цвета не повторялись. И очень важно при этом, выбирая ход, учитывать его последствия, обращая внимание, не приведут ли дальнейшие ходы для выбранного блока к наруше- нию правил игры. А это как раз то, чему мы стре- мимся научить своих детей: предвидеть результаты своих действий, отвечать за свои поступки. Ниже приводятся примеры других вариантов этой головоломки. При решении головоломки на рис. 7, заполняя столбец «В», необходимо избегать повторения цветов в блоках, состоящих из боль- ших диагоналей. Более сложный вариант представ- лен на рис. 8. Здесь нельзя изначально выделить блоки с наибольшим количеством закрашенных клеток, однако заполнение больших диагоналей не представляет особого труда, главное — следить за тем, чтобы одинаковые цвета во всех блоках не по- вторялись. Попробуйте решить эти головоломки самосто- ятельно, а затем составьте подобные упражнения для своих детей, начиная с варианта, представлен- ного на рис. 1. При этом совсем не обязательно придерживаться такого же расположения закра- шенных клеток, как это было использовано на на- шем занятии. Множество подобных упражнений под названием «Заполни квадрат» представлено на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учите- лей» (www.logozavr.ru) в разделах для детей от 6 до 12 лет. Составление подобных головоломок и орга- низация их решения очень просты: достаточно только иметь бумагу и авторучку (карандаш), а цвета можно обозначать буквами: «К» — крас- ный, «Ж» — жёлтый, «З» — зелёный, «С» — си- ний. Поэтому их можно разгадывать, используя излишки свободного времени, в самых различ- ных местах. Успехов! Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас! Рис. 5 Рис. 7 А А 1 2 3 4 1 2 3 4 Б Б В В Г Г А Б В Г А Б В Г Рис. 6 Рис. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz