Журнал "Игры и Игрушки" №2-2013
7 8 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • №2 2013 И Г Р Ы - Г О Л О В О Л О М К И О дно из самых важных качеств игрока судо- ку — умение видеть и помнить, каких кон- кретно цифр не хватает в рассматриваемом блоке. Это умение можно постепенно тре- нировать, чем мы с вами и займёмся на этом занятии. Как и прежде, для того, чтобы придать занятию более привлекательный вид, мы рассмотрим другую подоб- ную головоломку, в которой вместо цифр используют- ся разноцветные клетки. Итак, имеется игровое поле размером 4x4 клетки, которые нужно закрасить одним из четырёх задан- ных цветов таким образом, чтобы в каждом блоке — строке, столбце и больших диагоналях — не было клеток одинакового цвета. Часть клеток, задающая алгоритм последующего решения головоломки, уже закрашена (рис. 1). Таким образом, наша игровая задача состоит в том, чтобы закрасить остальные клетки. Как это сде- лать правильно, без ошибок, ведь эти клетки закраши- ваются однозначным образом, поэтому попытки за- крашивания наугад очень часто приводят к неудачам? Для этого нужно выбирать такие ходы, в которых мы абсолютно уверены. Давайте поучимся их находить. Первый такой ход очевиден: на одной диагонали уже имеются три заполненные клетки, осталось за- полнить последнюю — «В3». А так как в одном блоке (строке, столбце или диагонали) не может быть одина- ковых цветов, то определяем её цвет: синий (рис. 2). Как же играть дальше? Для этого нужно выбрать блок с наибольшим числом закрашенных клеток. Та- ких блоков у нас два: четвёртая строка и столбец «А». Выбираем любой из них, допустим, четвёртую строку. В ней имеются две клетки: синяя и жёлтая, сле- довательно, не хватает красной и зелёной. Куда же поставить, например, красную? Можно бы и на поле «Б4», и на поле «В4», однако один из этих вариан- тов будет неправильным, ведь квадрат заполняется единственным способом. Поэтому давайте проанали- зируем каждый из этих двух возможных ходов вни- мательнее. Допустим, мы закрасим красным цветом клет- Готовимся к судоку: головоломки для дошкольников Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта На прошлом занятии мы с вами, уважаемые читатели, начали подготовку к освоению головоломки судоку — популярной игры для людей самого разного возраста. Напомним, что цель этой головоломки — заполнить цифрами клетки игрового поля таким образом, чтобы они не повторялись в определённых местах — блоках. Рис. 1 Р с. 3 А А 1 2 3 4 1 2 3 4 Б Б В В Г Г А Б В Г А Б В Г Рис. 2 Рис. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz