Журнал "Игры и Игрушки" №2-2013

www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 6 1 В М Е С Т Е В Е С Е Л О И Г Р А Т Ь В ложки бей Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный ин- струмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обе- да, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний. Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры. Не каждая ложка, что к обе- ду, имеет музыкальные способ- ности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри чер- пака. Различаются инструменты только породой древесины и ро- списью — дети лучше восприни- мают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хох- ломской росписи. В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотуш- ки, хлопушки и, конечно, погре- мушки. А вот деревянная распис- ная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными па- лочками, можно услышать стук ко- пыт скачущих лошадей или пони. Про бубенчики и колокольчи- ки отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а ка- кая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледя- ной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Од- нозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубен- цы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя. Деревянный ксилофон из дре- весины ели — классика детского музыкального творчества. Благо- даря пятнадцати пластинам в диа- пазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабоч- ки… Пусть меня научат Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпе- ния. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закла- дываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «на- ковальней», по которой бьют тре- тьей ложкой. Причём бьют сколь- зящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихло- пывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, за- тем темп убыстряется и получает- ся большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разно- образно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны де- монстрировать залихватское ис- полнение, важно заинтересовать их и научить. Чаще всего у ребёнка срабаты- вает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или рас- писную трещотку и уже сам вос- производит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсо- знательно ищут встречи с истин- ным искусством. Польза народной музыкаль- ной игрушки как развивающего элемента для маленького челове- ка очевидна: игра на ложках, кси- лофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ре- бёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревян- ных инструментов. Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz