Игры и Игрушки выпуск №2-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 2 3 ЗНАК КАЧЕСТВА и посредством обсуждения выносят заключение о качестве игрушки и о возможности её маркировки знаком «Spielgut-рекомендовано» или дают обоснование отказа и замечания для доработки. Москва и Ульм Как в России, так и в Германии важ- нейшая задача экспертизы — опре- делить возрастной диапазон, для которого предназначена игрушка. В немецком центре, который находится в городе Ульм, возрастная отнесён- ность игрушки менее строгая. Она выявляется опытным путём в зави- симости от индивидуальных склон- ностей конкретного ребёнка. Причём индивидуальные различия развития детей могут перекрывать возрастные. Эксперты допускают, что те или иные игрушки могут подходить одним де- тям и не отвечать интересам других. В Московском центре возрастной диапа- зон задаётся характером деятельности, для которой предназначена игрушка, и определяется однозначно. В Московском центре на основе периодизации развития игровой де- ятельности разработана типология игрушек. Конкретные показатели экспертизы тщательно разработа- ны для 12 типов игрушек и игровых материалов. В Германском центре такая классификация игрушек при- сутствует и во многом совпадает с нашей, но для всех видов игрушек используются одни и те же критерии оценки. Какая-либо дифференциация в оценке разных игрушек формально отсутствует, хотя очевидно, что одни и те же критерии (например, связь ре- бёнка с миром) определяются типом игрушки. В Московском центре главный аспект экспертизы — оценка разви- вающего потенциала игрового дей- ствия. Именно развитие ребёнка и соответствие игрушки возрастным за- дачам развития позиционируется как главная ценность. Имеется в виду не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное, мо- рально-нравственное и другие линии развития в соответствии с возрас- том ребёнка. Развивающий потенци- ал игрового действия, возможность игрушки стать материалом для веду- щей деятельности ребёнка — главное качество игрушки. В центре «Spielgut» главный ак- цент на мотивационном аспекте игры, на привлекательности игрушки. Мно- гие показатели оценивают степень удовлетворённости ребёнка игрой с конкретной игрушкой. Что касается ценности развития, то она не указы- вается специально, но, безусловно, присутствует в представленных крите- риях. Она как бы в скрытом виде при- сутствует в разных параметрах оценки. Такие параметры, как «пригодность для игры», «связь с миром», «побужде- ние фантазии», «открытость механиз- ма», безусловно, направлены на разви- тие ребёнка и практически совпадают с парамет-рами оценки некоторых видов игрушек в Московском центре. Московский центр экспертизы игр, игрушек и игровых материалов для детей находится в самом начале пути и пока ещё не пользуется широ- кой популярностью у производителей и распространителей игрушек. Но мы надеемся, что направление нашей ра- боты правильное, всё большему кру- гу родителей и педагогов наша рабо- та служит хорошим компасом в мире игрушек, и рано или поздно отразится на качестве игрушек в России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz