Игры и Игрушки выпуск №2-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 2 1 ЗНАК КАЧЕСТВА Комплексная оценка Современные немецкие эксперты игрушек используют в своих оценках практический подход, то есть опи- раются на критерии, разработанные социальными и лечебными педаго- гами, психологами, врачами, арт- терапевтами и дизайнерами, физика- ми, химиками и гигиенистами. В немецком центре проводится не только психолого-педагогическая экс- пертиза, как в Москве, но и комплекс- ная оценка игрушки, включающая её химические, физические, санитарно- гигиенические, технические и прочие характеристики. При этом все крите- рии одинаково важны: никаких при- оритетов здесь нет, но их значение в разных игрушках может меняться. Вначале собирается вся информа- ция о материале, из которого сделана игрушка. С учётом предоставленной документации тщательно рассматрива- ются санитарно-гигиенические харак- теристики материала. Предпочтение отдаётся дереву, натуральным тканям, но допускается использование металла, пластика, резины. Эксперт-химик или гигиенист тщательно оценивает сани- тарно-гигиенические характеристики материала и возможность его использо- вания для детей. Полученные сведения о применяемых в игрушке материалах сверяются с реестрами норм безопас- ности в самых разных областях. Психолого-педагогические характеристики Первый критерий — пригодность игрушки для игры. Игра рассматрива- ется как свободная, самостоятельная и самоценная деятельность ребёнка. Игра и игрушка должны побуждать фантазию, а не стеснять её, как это происходит в игре с говорящими кук- лами, тоскливо повторяющими одни и те же фразы. Далее. Игрушка должна приносить радость детям. Игра невозможна без ярких положительных эмоций. Если ребёнок играет с радостью, это обе- спечивает ему правильный жизнен- ный тонус, психическое и физическое здоровье. Важнейшая задача игрушки — дать малышу переживание успеха, почувствовать, что он может, знает, умеет. Эти переживания создают уве- ренность ребёнка в себе, побуждают продолжать и развивать игру. Важно также определить, для ка- кого возраста подходит игрушка. Она не может быть слишком сложной (это вызывает отрицательное чувство «я не умею»), и в то же время должна тре- бовать определённых усилий, преодо- ления, поиска решения и не допускать автоматических действий. Хорошая игрушка обеспечивает ребёнку возможность продолжитель- ной и самостоятельной игры. Интересный критерий — отража- ет «связь ребёнка с миром». Игруш- ки должны быть реалистичными. На этом основании немецкие коллеги ре- шительно отвергают многие образцы современной игрушечной индустрии (куклы типа Братц, трансформеры, роботы, гротескные и сатирические образы животных и человека). Эти из- делия грубо искажают облик и пропор- ции тела. Однако некоторые персона- жи детской субкультуры, обладающие позитивным этическим зарядом (Крот, Карлсон, Пиноккио), признаются вполне реалистичными. В то же время игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность. Мера услов- ности и реалистичности игрушки — очень тонкий критерий, установить который под силу лишь опытным экс- пертам. Это относится не только к об- разным, но и ко всем другим игрушкам (конструкторам, транспортной игруш- ке, настольным играм и пр.). Они должны передавать детям адекватные представления о существующих в при- роде цветах, формах, размерах и пр. Особо оговаривается открытость и понятность механизма движения в игрушке. Если в игрушке заложена способность к движению (как, на- пример, в динамических — волчки, кувыркунчики, кегельбаны, блочные конструкции подъёмного крана), при- чина этого движения должна быть по- нятна детям. Играя с такими игруш- ками, дети на практике постигают законы движения и учатся управлять ими. Конструкция и механика долж- ны быть особенно просты. Устройство игрушки, всё более и более сложные механизмы должны быть открыты и понятны. Электронные игрушки или фигуры с встроенным интерактивным механизмом совершенно не соответ- ствуют этому критерию. Экспертиза игр и игрушек — дело нужное и важное, это хорошо понимают мировые специалисты. Именно поэтому во многих странах существуют различные объединения по изучению игрушек. Это, например, Международная ассоциация игры и игрушки (ITRA), объединяющая специалистов из 23 стран, Центр исследования игрушки SITREC в Швеции. Сегодня мы узнаем о работе общественной немецкой организации экспертизы игрушки Spielgut. Елена Смирнова, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, доктор психологических наук Все указанные критерии, принятые в немецком центре, равнозначные и определяющие. Несоответствие игрушки хотя бы одному из них лишает её Знака «Spielgut».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz