Игры и Игрушки выпуск №2-2012
• Место проведения игры. Игры мож- но проводить в зале, комнате, на улице. • Количество участников игры. Знакомство с народной игрой лучше начинать с небольшой группой. Ког- да дети освоят необходимые правила, можно вовлекать в игру больше детей. • Инвентарь для игр. В народных играх могут использоваться атри- буты, которые необходимо подгото- вить заранее и в нужном количестве. • Знание правил игры. Перед на- чалом игры взрослый проговаривает с детьми правила игры, при необхо- димости показывает отдельные эле- менты или всё игровое действие. • Выбор водящего. Он может быть выбран детьми или определён с помощью считалок. Если народ- ная игра предполагает соревнование двух команд, равных по численности и силам, обычно применяется сгова- ривание. Это значит, что дети дого- вариваются (сговариваются) между собой, кто в какой команде будет играть. Необходимо поощрять хорошее по- ведение детей, умение общаться во вре- мя игры. При подведении итогов важно предложить детям найти примеры из знакомых сказок, игр, или вспомнить соответствующую моменту пословицу или поговорку. С помощью игры дети вступают в общение со сверстниками. Общая за- дача, совместные усилия к её достиже- нию, общие интересы и переживания сближают, а правила помогают воспи- тывать целеустремлённость. Ребёнок начинает чувствовать себя членом кол- лектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Задача взрослого — дать правиль- ное направление, которое способство- вало бы установлению между детьми добрых отношений, основанных на до- верии, дружбе, справедливости, взаим- ной выручке и ответственности. www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 9 ИСТОРИИ ИГР С особым вниманием относились крестьяне к детским играм: не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Детские игры и игрушки наделялись сверхъестественной магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. «Сорока» Веселит детей и матерей и свято соблюдается в семей- ной жизни. Эта игра вводит- ся тогда, когда колыбельные песни сменяются играми. Мать берёт руку дитяти, во- дит своим указательным пальцем по его ладони. Сорока, сорока, Кашу варила, На порог поскакивала, Гостей посматривала: Не едут ли гости? Не везут ли гостинцы? Приехали гости Привезли гостинцы. После этого действие пе- реносится с ладони на паль- цы. Указывая на каждый из них, мать говорит: Этому кашки, Этому бражки, Этому пивца, Этому винца, А этому не достало. Поди, там Есть колодец Напейся водицы. Потом, указывая на ла- донь, говорит: — Тут пень, Показывая на место ки- сти: — Тут колода, Подвигаясь к локотному сгибу: — Тут мох, Приближаясь к под- мышке: — Тут болото, Щекоча подмышку: — Тут студеная водица. Смех ребёнка оканчива- ет игру. Жмурки (Слепой козёл) Игроки подводят Слепого козла, получившего это зва- ние по жребию, с завязанны- ми глазами к запертой две- ри, где он начинает стучать. Игроки спрашивают: «Кто здесь?» Его ответ: «Слепой козёл». Тогда один из от- важных игроков подходит к козлу и говорит: Слепой козёл! Не ходи к нам ногой. Пойди в кут. Где холсты ткут, Там тебе холстик дадут. Козёл, недовольный от- ветом, начинает бить в дверь ногой. Игроки снова спраши- вают: «Кто здесь?» Слышат в ответ: «Афанас!». Тогда все игроки говорят: Афанас! Не бей нас. Афанас! Ходи по нас! С последним словом отважный игрок ударяет ладонью козла по спине и бежит прочь. Обиженный начинает искать виновато- го по углам, по столам, сту- льям. Всякий, пойманный козлом, считается винова- тым и за свою оплошность должен играть Слепого козла. «Яша» Вокруг Яши, схватив друг друга за руки, кругом хо- дят игроки и приговари- вают: Сиди, сиди Яша, В ракитовом кусте. Грызи, грызи, Яша, Ореховы зёрны. Лови себе, Яша, Кого тебе надо; Лови девку За русую косу, Лови красну За алую ленту. Игроки, проговорив, разбегаются. Яша встаёт и выбирает себе девицу с ру- сой косой, с алой лентой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz