Журнал Игры и Игрушки. Спецвыпуск №02-2023
В натуральном выражении продажи упали: в 2022 году объём рынка детской одежды по коли- честву проданных изделий снизился на 6%. В то же время падение оказалась не таким глубоким, как в пандемию, когда оборот рынка сократился на 9%. Негативное влияние на продажи в 2022 году оказала ситуация с доходами населения. По дан- ным Росстата, реальные доходы россиян за по- следний год сократились на 1%. Семьи с детьми, особенно многодетные, традиционно являются наиболее уязвимой группой населения. По по- следним данным Росстата, в 2020 году из 17,7 млн россиян, проживающих за границей бед- ности, 39,7% были детьми в возрасте до 16 лет. Таким образом, для семей с детьми кризисы наиболее опасны. С другой стороны, уязвимость семей с детьми компенсируется государствен- ными пособиями, крупнейшими получателями которых они и являются. Так, по состоянию на 1 января 2023 года более 3 млн малообеспечен- ных семей, в которых проживают 4,2 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, получи- ли ежемесячные денежные выплаты. А пособие для детей в возрасте от 8 до 17 лет, которое вве- ли с 1 апреля 2022 года, охватило 3,7 млн семей и более 5,5 млн детей. Расходы бюджета на под- держку семей с детьми в 2022 году составили более ₽1 трлн. Как отмечают сами ретейлеры, изменение потребительского поведения, обусловленное экономическим спадом, проявилось в нерегу- лярности спроса. «Ключевое изменение в по- требительском поведении для нашей сети за- ключается в том, что покупатель откладывает необходимую покупку до последнего момента. Сезонные колебания стали более ярко выраже- ны. Например, раньше торговля набирала обо- рот плавно, с начала августа, пик был в сентябре, потом спад, потом нарастающие продажи к де- кабрю. Сейчас покупатель «сидит до последне- го», потом приходит переодеться и переобуться для нового сезона», – рассказала коммерческий директор ООО «Вотоня» Любовь Самойлова в ин- тервью для «РБК Исследований рынков». Помимо ситуации с доходами, не первый год давление на рынок оказывают демографиче- ские тренды, а именно: высокие темпы выбы- ОБЪЁМ ПРОДАЖ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ В 2014 – 2022 ГГ., ₽ млрд, % Источник: «Российский рынок детской одежды 2023», дата актуализации – май 2023 года, * – номинальный темп прироста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz