Журнал Игры и Игрушки. Спецвыпуск №02-2023

www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И . С П Е Ц В Ы П У С К • 7 5 С П Р О С И П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Потребность ребёнка в игрушках трудно переоценить, так как именно игра является ведущим видом дея- тельности в дошкольном возрасте. Особое место в педагогике занима- ет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь раз- витие этих малышей отличаются не только задержанными сроками осво- ения того или иного материала, но и качественными показателями, ко- торые зависят от многих факторов. Однако, данная статья адресована не специалистам, работающим с данной категорией детей, а произво- дителям игр и игрушек, так как при всём многообразии игр и развиваю- щих пособий на современном рынке, специалисты сталкиваются с нехват- кой определённого дидактического материала. Игрушки, которых много… Анализируя полки магазинов, специалистам, занимающимся раз- витием и обучением детей, бросается в глаза то, что в основном на рынке товаров, представлены игрушки для развития сенсорных способностей, что, безусловно, является совершенно правильным и важным. Это различ- ные пирамидки, вкладыши, чашечки, бизиборды, деревянные лабиринты, сортеры, конструкторы, кубики, пред- назначенные как для строительства и конструирования, так и с тематиче- ским содержанием. Например, с изо- бражением на сторонах кубиков цифр и букв, изображений животных, а так- же различных, объединённых одной темой, предметов и т.п. Имеющееся в продаже огромное количество му- зыкальных и шумовых игрушек удов- летворит потребности педагогов в зву- ковом (музыкальном развитии) также, на любой вкус! Есть игрушки и для развития мелкой моторики – их огром- ное количество, и большое разнообра- зие – и по видам, и по качеству ис- полнения, и по материалу, из которого они изготовлены. Это всевозможные мозаики, бусины для нанизывания, Татьяна Рукавицына, учитель-дефектолог ГБОУ Школа 236 шнуровки, игрушки с кнопками и так далее. Большое количество представ- лено наборов для детского творчества. Это даёт возможность и педагогам, и родителям без труда обеспечить ди- дактикой маленьких непосед. Дети с особыми потребностями В этой статье мы затрагиваем тему речевых проблем у детей, а по- тому рассматриваем дидактику, раз- работанную для логопедов. Пред- ложения производителей состоят, в основном, из настольно-печатных игр, которые больше предназначе- ны для обычных детей старшего до- школьного возраста. Это, например, игры на формирование грамматиче- ского строя речи, для развития фо- нематического слуха и воспитания правильного звукопроизношения, а также, для решения многих других задач. А тем временем, до таких игр некоторым малышам нужно ещё до- расти и не в плане календарного, а в плане физиологического возраста! Настоящие реалии показывают, что сегодня большое количество де- тей не только отстают в речевом раз- витии, но и долгое время совсем не говорят. А многим, для того, чтобы сказать первые слова и фразы, и во- все не обойтись без специально соз- данных условий и коррекционного воздействия. Педагог вовлекает ре- бёнка в совместное проигрывание сказки, произнесение текста. Но не всегда это является возможным, так как для ребёнка с речевыми особен- ностями слишком сложны названия персонажей, произнесения реплик и ролей. Всё дело в том, что слово об- ладает не только звуковой оболочкой, а ещё и слоговой структурой, кото- рая имеет такие характеристики, как ударность, количество слогов, линей- ная последовательность слогов, мо- дель самого слова. В отечественной логопедии наи- более широко представлено иссле- дование слоговой структуры слова и работа по её коррекции Доктором психологических наук, профессором – А. К. Марковой. Она выделила 14 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращи- вании количества и использовании различных типов слогов: 1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, мак). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (бан- ка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан). 7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz