Игры и Игрушки Гид выпуск №2-2021
1 2 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И . Г И Д • №2 2021 В Ы С Т А В К И Всё начинается с желания инве- стировать в покупку лицензии: ли- цензиату нужно будет определиться с выбором бренда, тогда он будет об- ращать внимание на факт регистрации товарного знака в России (подтверж- дает права лицензиара распоряжаться брендом), узнаваемость, наличие кон- тента на ведущих телеканалах, если речь идет об анимации, количество по- следователей в социальных сетях и т.д. Предположим, бренд вы выбрали. Дальше наступает этап переговоров об условиях контракта. Стандартные моменты для обсуждения – срок (как правило, два года), территория, раз- решенные языки, передаваемые товар- ные знаки или объекты, защищенные авторским правом. Самые главные баталии развернутся при обсуждении финансовых условий. Ключевых пока- зателя три: ставка роялти, минималь- ная гарантия, аванс. Под ставкой роялти понимается процент, который лицензиат соглаша- ется уплатить от продаж – оптовых, розничных или FOB. Стандартные ставки роялти для оптовых продаж – 8-12% для промышленных товаров, 3-6% для продуктов питания. Ставки FOB обычно выше – 15-20%. Минимальная гарантия – это сум- ма, которую лицензиат обязуется упла- тить за пользование брендом за весь период владения лицензией. Она рас- считывается на основании прогноза на аналогичные продукты. Выбор базы для прогноза также является пред- метом торга. Правообладатель может потребовать часть или всю мини- мальную гарантию уплатить авансом. Структура авансовых платежей также является предметом торга. Когда все условия обговорены, они заносятся в преддоговорной до- кумент – меморандум о сделке (Deal Memo). У него нет юридической силы, он больше нужен для того, чтобы за- крепить договорённости. Затем насту- пает время лицензионного соглашения – подробного документа, в котором описываются все условия будуще- го сотрудничества. И здесь есть две крайности. Первая – пустить всё на самотёк и внимательно не вчитывать- ся в документ. Вторая – придираться к каждому пункту, особенно в случае договора с иностранным правообла- дателем. Крупный правообладатель обычно неохотно идёт на внесение из- менений в шаблон соглашения, поэто- му важно понимать, какие положения необходимо изменить обязательно. Кстати, важно помнить, что если по договору передаются права на то- варные знаки, зарегистрированные в России, то такой документ подлежит регистрации в Роспатенте, а стоимость такой регистрации ложится обычно на лицензиата. Именно поэтому часто российские правообладатели переда- ют права на объекты, защищённые ав- торским правом – такое соглашение не нужно регистрировать дополнительно. Наконец, соглашение подписа- но, зарегистрировано, аванс уплачен. Правообладатель может потребовать дополнительно предоставить бизнес- план по созданию и продвижению продукта. Пусть это не будет для вас сюрпризом – такое требование обычно прописано в договоре. Дальше право- обладатель передаёт графические ре- сурсы – они могут быть на физическом носителе или залиты в систему управ- ления ресурсами. Всё, что вы создадите в рамках контракта, нужно будет показать пра- вообладателю. Именно у лицензиара есть право последнего решения – ут- верждать то, что вы придумали, или нет. Кроме утверждения концепта нужно будет показать правообладате- лю финальный дизайн, предпроизвод- ственный образец (если ваш техноло- гический процесс не подразумевает промежуточного контроля изделий, как бывает во многих отраслях, то этот момент нужно обговорить ещё на этапе согласования договора) и образец из финальной партии. Будь- те готовы, что всё нужно будет пере- слать правообладателю за свой счёт. В условиях пандемии лицензиары часто идут навстречу и утверждают образцы по видео. Важно помнить, что без получения финального утверждения лицензиат не имеет права начать торговлю лицензи- онными продуктами. Когда получе- ны все разрешения, можно начинать продажи. Стоит ли овчинка выделки? Опыт международного и российского лицензирования показывает – стоит. И всё не так страшно – пробуйте! Марина Семенихина, представитель Licensing International в России Как прекрасен этот мир… Мир лицензирования притягателен, он открывает возможности развития компании с использованием больших ресурсов известного бренда. Но очень часто лицензиаты- новички сталкиваются с проблемами из-за непонимания процесса работы. Давайте его разберем подробно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz