Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2016

И Г Р О ВЫЕ Т Е ХНОЛО Г ИИ 53 www.i-igrushki.ru «Платоновы тела. И игры» Ваши дети дошкольники? Учатся в первом, втором классе? Значит, любят работать руками, считать. Перед ними коробка с деталями треугольной, квадратной и пятиугольной формы. Нужно их рассмотреть, перещупать, пересчитать. Сцепим фигурки в группы по 10 штук. Много времени это не займёт. Пересчитаем десятки: 10, 20, 30……140 штук. Выясним, сколько в нашем распоряжении треугольников (10 десятков да ещё 4 штуки – 104), квадратов (12), пятиугольников (24). На треугольниках – красные и чёрные шестиугольники. В них числа от 1 до 20. На квадратах – восьмиугольники с числами от 1 до 6. На пятиугольниках – красные и чёрные десятиугольники с числами от 1 до 12. Количество углов в многоугольниках также пересчиты- ваем вместе с детьми. Обратим внимание: на чёрных фонах – «чё» – чётные числа, на нечёрных (красных) – «нечё» – нечётные. Не так уж и трудно детям на месте ста четырёх треу- гольников представить деньги. Вот рубль, два, пять, двад- цать. Какова их сумма? Сосчитаем без ошибок и довольно быстро, если треугольные «купюры» сцепим в группы по 20 рублей, двадцатки в сотни: 932 рубля. Несомненное преимущество наших «купюр» перед любыми другими в том, что они легко сцепляются в группы по 20, 50, 100 рублей. Легче пересчитывать. Значит, можно играть в магазин. В группе или классе желательно иметь несколько посо- бий (из расчёта один экземпляр на пятерых-шестерых). В таком случае количество «денег» в обороте можно увеличить до 1000-1500 рублей и более, добавляя «купюры» из других наборов. Привыкнув соединять и разъединять детали, приступим, наконец, к сборке платоновых тел. Перед защёлкиванием последней грани отсчитайте вместе с детьми и вложите, соответственно числу граней, в тетраэдры по 4 фасолины, в кубы по 6, в октаэдры по 8, в додекаэдры по 12, в икосаэдры по 20 фасолин. Для чего фасоль? Во-первых, 12 погремушек получилось: самим погреметь, младших порадовать. Во-вторых, обратили более пристальное внимание на коли- чество граней в многогранниках. Обычные игральные кости – пара кубиков с точками на гранях. На наших многогранниках вместо точек – цифры. Сумма чисел на противоположных гранях октаэдра равна 9, додекаэдра – 13, икосаэдра – 21. Чтобы обратить внимание детей на эту особенность игральных костей, проделаем такие упражнения:  Поворачивая куб в руках и заглядывая на его противопо- ложные грани, говорим: 7 это: 1+6, 2+5, 3+4, 4+3, 5+2, 6+1.  Октаэдр 9 это: 1+8, 2+7, 3+6, 4+5, 5+4, 6+3, 7+2, 8+1.  Додекаэдр 13 это: 1+12, 2+11, 3+10, 4+9, 5+8, 6+7, 7+6, 8+5, 9+4, 10+3, 11+2, 12+1.  Икосаэдр 21 это: 1+20, 2+19, 3+18, 4+17, 5+16, 6+15, 7+14, 8+13, 9+12, 10+11, 11+10, 12+9, 13+8, 14+7, 15+ 6, 16+5, 17+4, 18+3, 19+2, 20+1. Через некоторое время устроим игру-проверку. Повора- чивая многогранник и указывая на его верхнюю грань (каждый раз новую), спрашиваем: «Отгадайте, какое число внизу»? Хорошие отгадчики могут показывать фокусы непо- свящённым: называть числа, ощупывая нижнюю грань и уверяя зрителей, что обладают способностью видеть пальцами. Методика применения сложного, на первый взгляд, пособия в условиях образовательных учреждений Николай Зайцев, разработчик, педагог

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz