Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2016

К А Б ИН Е Т П С ИХОЛО ГА 36 Игры и Игрушки. Эксперт №6•2016 Мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья Сенсорные игры Сенсорными мы условно называем игры, цель кото- рых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Как известно, из ощущений складывается такая важная психическая функция, как восприятие. Эта функция очень важна при осуществлении межличностного обще- ния, ощущении себя как части окружающего мира, ощущении себя, как целостного организма, со своими желаниями и потребностями. Такие игры учат детей пользоваться предметами и материалами, учитывая их свойства. В процессе игр дети закрепляют знания о функ- циях различных предметов. Сенсорные игры способствуют установлению пози- тивного эмоционального контакта взрослого с ребёнком. Для достижения этой цели необходимо взаимодействовать с ребёнком на равных, безоценочно, и позволять ребёнку изучать самостоятельно свойства предметов. Какими могут быть сенсорные игры? • Зрительные. Игры с красками, их перетекание друг в друга и смешивание. Наблюдение за движениями шарика при прохождении лабиринта. Рассматривание оптических иллюзий. Рассматривание мелких предметов через лупу. • Слуховые. Прослушивание классической музыки и звуков природы. Узнавание голосов животных и быто- вых шумов (мотор машины, шум кипящего чайника, звонок телефона, лай собаки). Узнавание музыкальных инструментов. Пересыпание круп из миски в миску. Игры с игрушками-пищалками и с шуршащими игрушками. • Тактильные. Игры с игрушками, имеющими разную поверхность (жёсткие, мягкие, шероховатые, гладкие, выпуклые). Игры с матрёшками разной величины. Игры на определение веса предмета. Сенсорные мешочки с объектами разной формы. Панно из разных видов ткани. Игры с лоскутками и лентами. Игры с водой, со льдом и снегом. • Двигательные. Ощущения от движений собствен- ного тела. Это могут быть качания на качелях, танцы под музыку, ходьба и бег с различным темпом. Качание в гамаке. Кружение на стуле. Выполнение движений под стишки-потешки. Пальчиковые игры. Игры на удержание равновесия. Ходьба по приподнятой доске. • Обонятельные. Вдыхание различных запахов, начи- ная от бытовых, заканчивая запахами природы (например, аромамасла с запахом хвои). Игры на узнавание фрукта по запаху. Аромамасла можно добавлять в тесто для лепки, чтобы достигать мультистимуляции. • Вкусовые. Дегустация разных вкусов и их озвучи- вание (кислый, солёный, сладкий, горький, острый). Можно изучать вкусы конкретных фруктов и овощей за обедом. Как правило, дети до определённого возраста сами ищут сенсорные ощущения, играя с водой в ванной комнате или пересыпая песок в песочнице из одной миски в другую. Что касается детей с РАС, то им характерно «застревание» на этом периоде познания мира. Им инте- реснее наблюдать за отдельными характеристиками пред- Екатерина Ушакова, педагог-психолог ГБОУ СОШ№1566, г. Москва

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz