Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2016

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А 27 www.i-igrushki.ru вость, переход воды в различные состояния, воздух, почва);  расширять представление об использовании чело- веком факторов природной среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека;  знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов;  развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Экспериментальную деятельность нашей группы мы решили провести через детско-родительский проект «Лаборатория чудес». В группе мы создали условия для детского экспериментирования (центр экспериментирова- ния, уголок природы, мини-лаборатория, центр игровой деятельности). Разработали перспективный план по разви- тию познавательной активности детей через эксперимен- тирование. Организовали совместные с родителями опыты и исследования в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. Сделали картотеку по экспериментированию На наших встречах в «Лаборатории чудес» главной деятельностью являлись опыты. В организации и проведе- нии опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов. Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследователь- ские опыты не требовали длительного времени. Позна- вательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требо- вать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предполо- жения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно. Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнару- живали, что он состоит из мелких кристалликов – песчи- нок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода вокруг нас» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьёзного Знайки, любопытной Капельки. Также использовались стихи, загадки, игры, музыкальное сопровождение, мультимедиа средства. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились само- стоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумы- вать способы её проверки, осуществлять практические действия, делать выводы. Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития старших дошкольников с задержкой, проявление устойчивого инте- реса к познанию окружающего мира, приобретению знаний. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружаю- щим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объе- динить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, разви- вают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стан- дартные решения в трудных ситуациях.

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz