Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2016

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А 25 www.i-igrushki.ru Отработка умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой 1. Геометрия: обрати внимание на форму маракаса, она похожа на геометрическую фигуру овал. Если дер- жать маракас горизонтально, то его форма походит на артикуляцию звука [и]. А если маракас держать верти- кально, привычным способом, то его форма напоминает положение губ при произнесении звука [о]. Я распола- гаю маракас горизонтально или вертикально, а ты произ- носишь [и] или [о]. 2. Второй вариант аналогичного упражнения: я произ- ношу звуки [и] или [о], а ты меняешь положение маракаса в пространстве. Работа по развитию фонематических процессов 1. Найди звук: потряси маракасом, когда услышишь в предложенном наборе слов слова с определённым зву- ком. 2. Музыкальные слова: потряси маракасом количество слов в цепочке, которую я назову (даются односложные слова типа «мак», «сон», «кот» по 2, 3 или 4 слова в це- почке). Описанными играми работа с маракасами не ограни- чивается. Маракасы как дидактический инструмент весь- ма функциональны, и область их применения достаточно широка. Ребёнок чувствует и ощущает этот музыкальный инструмент в разных модальностях: зрительно, на слух, кинетически и кинестетически. Таким образом, развива- ется не просто функция правого полушария, а начинают работать межполушарные связи. «У пони длинная чёлка» Эта игра без музыкального сопровождения немысли- ма. Кладём на стол перед ребёнком плакат с изображени- ем зоопарка, транспортных средств, о которых поётся в песне, главного героя пони и включаем песню «У пони длинная чёлка» (автор текста Ю. Мориц, музыки – С. Ни- китин). Задания могут быть следующими: • Вспомни все слова песни, которые можно отне- сти к лексической группе «Транспорт». Назови их (троллейбус, автобус, самолёт, пароход, вездеход, корабль). • А какой транспорт ты ещё знаешь? А вот что есть у меня. (Логопед раскладывает перед ребёнком ин- дивидуальные карточки размером 7x7 см. Вместе с ребёнком называет карточки: трамвай, такси, велосипед, мотоцикл, лодка, парусник, вертолёт, дирижабль, поезд, метро, бульдозер, экскаватор, каток, грузовик, самосвал, карета скорой помощи, полицейский фургон.) • Четвёртый лишний. (Логопед раскладывает перед воспитанником карточки с изображением кора- бля, грузовика, паровоза и автомобиля. Лишнее по логическому признаку.) • Теперь послушай слова: самолёт, корабль, автобус, электричка. Что лишнее? (Лишнее по фонетиче- скому признаку.) • Теперь возьми карточки и сам придумай для меня задание «4-й лишний» по любой из предложенных только что схем. • Вспомни, из какого парка выезжал в зоопарк трол- лейбус. А автобус? Давай изменять слова. Парк для трамваев какой? Винт вертолёта какой? Цепь у ве- лосипеда какая? • Хлопни, когда услышишь в песне слова с соглас- ным твёрдым звуком [л]: прохладно, чёлка, шёлка, каталась, катался, слоны, плывут, полчаса, полчаса, чёлка, шёлка, каталась, катался, катался, стал, рас- стался, расстался, облаками. • Вспомни все слова песни, которые можно отнести к лексической группе «Дикие животные». Назови их (слоны, бегемоты, орангутанги) . Как показывает практика, включение детских песен и использование музыкальных инструментов на логопеди- ческих занятиях существенно повышают результат кор- рекционной работы по исправлению всех структурных компонентов речевой системы, модернизируют коррек- ционную работу и положительно влияют на восприятие получаемой информации детьми с проблемами в речевом развитии.

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz