Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2016

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А 24 Игры и Игрушки. Эксперт №6•2016 Коррекция речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр Музыка и речь Продолжая тему музыкальных игр, публикация в №5-2016 года, хотелось бы поделиться следующими ав- торскими играми музыкальной направленности, с помо- щью которых трудные логопедические занятия оживляют- ся и приобретают творческий, яркий характер, отличный от привычных «рутинных» занятий. Маракасы Первая игра или, точнее, серия игр с маракасами, связана с особенностями работы логопеда в массовом детском саду. На индивидуальных занятиях, в первую очередь, исправляются отклонения в развитии звуко- вой стороны речи, отрабатываются нарушения звуко- произношения и формируются фонематические про- цессы. Работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени по одной весомой причине: возникающие трудности при обучении навыку письма и чтения чаще всего связаны с низким уровнем развития фонематического слуха. Письмо и чтение, как известно, отвечают за оптималь- ное протекание любого процесса обучения, за приём и передачу информации – это самое важное в жизни человека. Манипулируя маракасами, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию, сравнива- ет его с другими звуками. Кроме того, развивается умение менять высоту голоса, длительный речевой выдох. Таким образом, маракасы могут выполнять одновременно две функции: развивать неречевой слух и ритм и формировать на этой основе фонематические процессы. Ниже приведён пример игр и заданий. Работа над темпо-ритмической стороной речи на речевом материале 1. Барабан (по М.Ф. Фомичёвой): я хлопну один раз, ты произнесёшь слог [ды] два раза; я хлопну два раза, а ты произнесёшь слог [ды] один раз. 2. Аналогичное упражнение с маракасами (вместо хлопков логопед отстукивает по парте или трясёт марака- сом 1 или 2 раза). 3. Цепочки слогов (используется отрабатываемый звук, к примеру, звук [л]):  ал – ал – АЛ (последний слог ударный);  ал – АЛ – ал (средний ударный);  АЛ – ал – ал (первый ударный). 4. Цепочки с маракасами (логопед отбивает ритм, ре- бёнок повторяет заданный слог в цепочке слогов; логопед произносит цепочку слогов, ребёнок отбивает ритм мара- касами). Работа на развитие высоты голоса 1. Звукоподражание: называй гласные звуки высоко (как звенит комарик) или низко (как ревёт мишка) в за- висимости от того, где я держу маракасы: вверху или внизу. 2. Второй вариант аналогичного упражнения: если я буду произносить высокие звуки, нужно поднять марака- сы вверх и повторить мой звук; если звук низкий, нужно опустить маракас вниз и повторить мой звук. Ольга Алферова, учитель-логопед ГБОУ Школа №2114 (СП Перспектива), г. Москва

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz