Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2015
Р Е Ч Е В ОЙ П РА К Т И КУМ потому как, играть можно не только самостоятельно, тренируя пальчики, но и с педагогом, проговаривая свои действия, подбирая необходимый антоним, слушая и выполняя инструкции. Дидактическое пособие «Улитка» Логопедические улитки и их варианты прочно вошли в обиход пользования логопедов и воспитателей на заня- тиях по развитию речи, автоматизации звукопроизноше- ния. Моё пособие, вобрав положительные качества подобных дидактических материалов, отличается нату- ральным сырьём, из которого сделано. Кроме того, нали- чием и достаточным количеством средних по размеру карманов, а это уже решает задачу подбора необходи- мого картинного материала без особых материальных затрат. Мобильность, разнообразие карточек по лексиче- ским темам, возможность включения в индивидуальные и групповые занятия, делают данное пособие многофункциональным. Это дидактическое пособие решает следующие коррекционно-образовательные задачи: учить формиро- вать обобщающие понятия по различным темам, закре- плять, расширять словарь по этим же лексическим темам. Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки звукобуквенного анализа, навыки обобщения и систематизации; автоматизировать поставленные звуки в словах; формировать навыки связной речи, через состав- ление рассказа с опорой на картинки. Дети с удовольствием заполняют «Улитку» картин- ками, называя их, соотнося с темой занятия, выполняя при этом небольшое грамматическое упражнение («назови ласково», «сосчитай до пяти», «один-много», «подбери признак»). Таким образом, в занятии это посо- бие может быть применено на любом из этапов: и в каче- стве организационного момента, и на основном, в каче- стве самостоятельного упражнения, и на заключительном этапе при подведении итогов. Данная «Улитка» служит основой для составления последовательного рассказа с опорой на картинки, дополне- нием к ознакомлению и обобщению материала по различ- ным лексическим темам, закреплению поставленных звуков в словах в различной позиции. В этом пособии картинный материал, который при желании может дополняться, подо- бран не только по различным лексическим темам, но и на следующие звуки в разных позициях (начало, середина, конец слова): [р], [л], [ж], [ш], [ч], [щ], [ц], [з], [с]. Перечисленные ниже игры и упражнения являются лишь небольшим примером того, как может использо- ваться данное пособие, ведь его главное положительное качество — это универсальность применения на заня- тиях, как индивидуальных, так и групповых. Игры и упражнения Упражнение «Подбери картинки на заданный звук». Цель: автоматизировать поставленный звук в словах. Задачи: развивать фонематический слух; развивать навыки звукового анализа. Упражнение «Подбери картинку с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова». Цель: автоматизировать поставленный звук в словах в различной позиции. Задачи: развивать навыки звукового анализа; разви- вать фонематический слух. Упражнение «Подбери картинку по заданной теме». Цель: закрепить слова по изучаемой лексической теме. Задачи: развивать навыки обобщения и систематиза- ции; развивать внимание, память, мышление. Упражнение «Расскажи по схеме». Цель: формировать навыки составления рассказа по картинкам. Задачи: закрепить слова по изучаемой лексической теме; развивать грамматический строй речи, через согла- сование слов в предложении; развивать внимание, память. 29 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz