Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2015
КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А Диагностический блок — создание комплексной диагностики для своевременного выявления речевого нарушения, дальнейшего отслеживания уровня развития речи. Задачи: изучение социальной ситуации развития и адаптивных возможностей социализации ребёнка; определение образовательных потребностей и его резервных возможностей; обеспечение промежуточного контроля и анализа успешности коррекционно-развивающей работы. Исходя из полученных данных, учитель-логопед планирует коррекционно-развивающую работу, которая построена на следующих принципах. Принцип системности коррекционных, профилак- тических и развивающих задач Так как все аспекты развития личности взаимосвя- заны и взаимообусловлены, отставание и отклонение в развитии некоторых из них закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии других. Поэтому любая коррекционная работа должна проводиться системно и решать задачи трёх видов: собственно коррекционные (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилак- тические (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающие (оптимизация и стимулирова- ние, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность работы. Принцип единства диагностики и коррекции Этот принцип предполагает проведение обязатель- ного комплексного диагностического обследования детей перед началом коррекционной работы и регулярное осуществление диагностических процедур в процессе обучения. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы. Деятельностный принцип коррекции Указанный принцип базируется на теории психиче- ского развития ребёнка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Согласно этой теории, деятельность, и, в первую очередь, ведущая, порождает базовые структуры личности, определяет её характер- ные особенности. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционно-развивающего воздей- ствия является организация активной деятельности ребёнка. Принцип учёта возрастно-психологических и инди- видуальных особенностей ребёнка Этот принцип предполагает, что ход психического и личностного развития ребёнка обязательно должен соот- ветствовать нормативному, но при этом конкретный путь развития каждой личности уникален и неповторим. Принцип комплексности методов психолого- коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приёмов работы учителя в школе. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определя- ется той ролью, которую играет семья, школа, ближайший круг общения в коррекции и развитии ребёнка. Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними. Коррекционно-развивающий блок обеспечивает специализированную логопедическую помощь в коррек- ции речевых недостатков, в освоении содержания образо- вания, а также физическом и психическом развитии ребёнка в условиях кабинета коррекции. Консультативный блок подразумевает оказание консультативной помощи педагогам, воспитателям, роди- телям по подбору индивидуальных приёмов и методов коррекционно-логопедического воздействия через инди- видуальные консультации для педагогов, воспитателей, родителей, работу. Информационно-просветительский блок необходим для повышения психолого-педагогической грамотности участников образовательного процесса. Целью являются оказание консультативной и методической помощи по вопросам коррекции речевых нарушений и воспитания правильной речи, профилактика и предупреждение рече- вых нарушений. Логопедическая работа нашего образовательного учреждения условно делится на три этапа: диагностиче- ский, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и методы обучения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследова- ния, диагностики и коррекции. Наряду с общепринятыми приёмами логопедиче- ского воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем инновационные природосоо- бразные технологии, например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, работы с крупами и арт-терапии. Логопедическое сопровождение образовательного процесса предполагает именно партнёрские взаимоотно- шения субъектов сопровождения, что взаимосвязано с требованиями современного общества по реализации личностно-ориентированных и гуманистических подходов. 27 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz