Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2015
КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А Хочу поделиться, своей находкой. Это мягкая игрушка гномика, которую я усовершенствовала, пришила язык в виде кармашка, куда можно вставлять руку, чтобы гномик мог выполнять движения язычком. Пришитые мною перчатки помогают «оживить» куклу, гномик может здоро- ваться с детьми, обнимать их, жестикулировать руками. Всё это создаёт благоприятный климат на занятиях. Вместе с детьми мы придумали ему имя — «Говорунчик». Эта игрушка помогает мне на протяжении многих лет не только поддерживать интерес у детей к артикуляционной гимна- стике, но и имеет огромное воспитательное значение. Дети с радостью идут в логопедический кабинет в гости к своему другу. Гномик «Говорунчик» вместе с ними учится делать артикуляционные упражнения, просит у них помощи, как сделать, то или иное упражнение, что позволяет детям более осознано подходить к выполнению их. Например: для многих детей с тяжёлыми нарушениями речи трудно даются такие упражнения как «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Качели», «Маляр». Все эти упражнения легко можно пока- зать и объяснить при помощи гномика «Говорунчика». Можно наглядно показать, где должен быть язычок, чтобы произнести звук «Р». (При выполнении упражнения «Блинчик», рот должен быть широко раскрыт, язык расслабленный лежать на нижней губе. При выполнении упражнения «Чашечка», передние и боковые края языка поднимаются вверх, но не касаются зубов. При выполнении упражнения «Грибок», рот широко открыт, язык «приклеен» к нёбу. При выполнении упражнения «Качели», необходимо напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. При выполнении упражнения «Маляр», широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.) Гномик «Говорунчик» очень любит соревноваться с детьми, это повышает их работоспособность, вносит эмоциональное настроение, а у чрезмерно подвижных ребят развивает умение доводить задание до конца, проявляя внимательность, и добиваясь точности выпол- нения. Гномик рассказывает им логопедические сказки. Слушать и выполнять действия со сказочным персона- жем намного интересней и увлекательней, чем со взрос- лым. Дети сами могут управлять языком гномика, что позволяет им быстрей усваивать такие понятия, как «язык находится за верхними зубами», «язычок спря- тался за нижние зубы». Играя в сюжетно-ролевые игры, дети часто берут на себя роль учителя-логопеда, учат гномика «Говорунчика», тем самым закрепляют пройден- ный материал. А ещё с гномиком можно просто поиграть или сделать его участником театрального представления. Гномик «Говорунчик» является другом не только для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но и для их родите- лей. Всем известно, чтобы исправление речи детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество роди- телей и учителя-логопеда. Без помощи родителей нам не обойтись. Необходимо, чтобы родители, верно, выполняли артикуляционные упражнения и могли не только прокон- тролировать ребёнка, но и помочь ему. На родительских собраниях для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов я использую артикуляционные профили, делаю упражнения перед зеркалом, показываю положения языка с помощью кистей рук, а так же обраща- юсь за помощью к гномику. Последний приём позволяет показать как статику, так и динамику артикуляции языка. Я желаю всем, кто окружает детей с тяжёлыми нару- шениями речи, иметь такого помощника, и ваши занятия станут увлекательными и радостными. 25 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz