Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2015

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А Мой друг и помощник – гномик «Говорунчик» Гномик «Говорунчик», является авторской игрушкой, которая используется как для профилактики речевых нару- шений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данная игрушка служит образцом для правильной артикуляции звука, а также для тренировки подвижности языка. Дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшая задача, которая стоит перед учителями-логопедами, воспитателями и родителями. Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме, ведь ребёнок как произносит, так и пишет. Правильное же произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребёнка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мими- ческой мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно и нужно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины. Для этого нужно выполнять специальную артику- ляционную гимнастику. Для дошкольников такая гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься ею можно уже в возрасте двух-трёх лет, для того чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребёнок ещё не говорит, специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения. Специ- альные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых гово- рят, что у них «каша во рту». Для детей же с тяжёлыми нарушениями речи артикуляционная гимнастика просто необходима. Основная трудность в организации артикуляционной гимнастики для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том, что её нужно проводить часто, несколько раз в день, а однообразные упражнения могут вызвать нежелание ребёнка заниматься. Необходимо заинтересовать ребёнка, увлечь его. Логопедами придумано немало логопедиче- ских сказок с включением туда артикуляционных упраж- нений, стихотворений, дидактических игр; нарисовано много весёлых картинок, изготовлено дидактических пособий. Татьяна Кутергина, учитель-логопед МБДОУ Д/с №85 г. Белгород Коррекция звукопроизношения и профилактика речевых нарушений с использованием авторской игрушки-наглядного пособия 24 Игры и Игрушки. Эксперт №6•2015

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz