Игры и Игрушки Эксперт выпуск №5-2018

И Г РЫ НА ДО СУ Г Е чающие изображённые на картинках предметы с задан- ным звуком в названии;  закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;  устранять предпосылки графической дисграфии;  активизировать словарь признаков предметов;  закреплять умение обобщать слова и выделять лишнее слово по определённому признаку. Играть с учителем-логопедом одновременно могут от до 3-х детей. Оборудование: цветные карандаши и фломастеры, клей-карандаши, листы бумаги формата А4 с изображени- ями контуров в виде дубового листа, новогодней ели, пасхального яйца и воздушного змея, которые заполнены более мелкими предметными изображениями, соответ- ствующими разным темам. Ход игры Предлагаю детям раскрасить дубовый лист, ель, яйцо или воздушного змея, а также все предметные картинки, которые заполняют внутреннее пространство их силуэт- ных изображений. В зависимости от возраста и поставлен- ных педагогом задач дети называют предметы или записы- вают слова и затем их раскрашивают, либо делают это одновременно. Например, игра может проходить следую- щим образом. Логопед: Какой звук вы слышите после звука [к] в слове «укроп»? Дети: Звук [р]. Логопед: Постарайтесь найти на картине предметы, в названии которых слышен этот звук. Что же вы нашли? Дети: Это дорога, костёр, флюгер, горы, мороз, коробка, подарок, кролик, руль, квадрат, град. Логопед: Какое слово начинается со звука [р]? (Дети называют слова, отвечая на этот и следующие вопросы.) Какие слова заканчиваются на звук [р]? В каких звук [р] находится в середине слова? Дети показывают соответствующие словам предмет- ные изображения и раскрашивают их; по заданию лого- педа подбирают слова-признаки. Выполнение таких зада- ний способствует автоматизации поставленных звуков в словах. Когда все картинки на листах раскрашены, мы с детьми склеиваем эти листы бумаги и размещаем получив- шееся цельное изображение на стене. Можно сначала склеить, а потом раскрашивать картинки в вертикальной плоскости, последовательность действий здесь не имеет значения. Теперь, когда в поле зрения не отдельные элементы сложного изображения, а большой рисунок полностью, можно вновь играть. Восприятие предметов меняется, разрозненные детали легко вписываются в короткий рассказ о времени года, о характерных ему забавах и развлечениях, о животных и деятельности людей. Школь- никам предлагаю подобрать прилагательные к существи- тельным, выполняя игровое задание «Загадай и угадай». Например: он коричневый, северный, рогатый. Кто это? Все картинки можно использовать для оформления игры «Четвёртый лишний». Например, предлагаю зарисо- вать на доске лису, снеговика, собаку и оленя, которые находятся внутри силуэта ели, а затем назвать лишний предмет. Дети обычно говорят: «Это олень, потому что в слове нет звука [с], а в остальных словах он есть. Или это снеговик, потому что он неживое существо, а все осталь- ные – живые». Поскольку речь идёт не о традиционном логопедиче- ском занятии, а об игре на досуге, эту «рисовалку» легко могут использовать и родители, чтобы придумать совмест- ное длительное развлечение для своих разновозрастных детей-дошкольников и школьников. Например, на неделю. Предложенная игра непременно заинтересует детей в связи с возможностью раскрасить детали картины. А потом родители, в соответствии с перечисленными выше задачами, обогатят свой досуг и помогут детям развить фонематические процессы, сформировать лексико-грам- матические категории и пространственные представления, а также многое другое. В общем, картина одна, а забав и заданий предостаточно! 67 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz