Игры и Игрушки Эксперт выпуск №5-2018

И Г Р О Т Е К А Для упражнений «Какая свистулька звучала», «Что за чем звучит» и других на дифференциацию игрушек с разным характером звучания размещаем в группе неваля- шек, погремушки, мягкие кубики с вшитыми бубенцами, глиняные свистульки. Воспроизвести последовательность их звучания предлагаем детям сначала при опоре на зрительный анализатор, а затем только на слух. Для формирования у дошкольников понятий гром- ко-тихо, развития чувства ритма, навыков различения голосов по высоте, силе и тембру, а также воспроизведе- ния заданного ритма и выполнения двигательных упраж- нений с ритмичным звуковым или словесным сопровожде- нием широко используем детские музыкальные инструменты и оборудование Театральных центров групп – шапочки разных персонажей, маски, перчаточные куклы, би-ба-бо, театры ложек, вязанный, теневой и другие. Например, в ходе игр с шапочками персонажей дети учатся различать голоса друг друга, подражать голосам разной высоты, которыми говорят герои известных сказок, в том числе и животные. Мы проводим упражнения «Кто голос подаёт?», «Мама ищет малыша», «Угадай, кто отве- тил» и другие. Разыгрывая с дошкольниками сказку с персонажами пальчикового театра, развиваем у детей не только мелкую моторику пальцев рук, но и силу голоса, учим изменять его высоту. Например, при проведении игрового упражнения «Кто пришёл?» для развития слухового восприятия и диффе- ренциации ритмических рисунков используем иллюстра- ции к сказке «Три медведя» и плоскостные фигуры медве- дей. Воспитатель сообщает детям, что Маша ждёт в гости трёх медведей, но они придут в разное время и постучат в дверь по-разному. Далее педагог отстукивает разный ритм и предлагает дошкольникам определить, кто пришёл в гости. При упражнении в дифференциации количества звуков (один-много) и повторении звукового ряда используем обозначающие звуки символы – плоскостные фигуры колокольчиков, плоские и объёмные геометрические фигуры, счётные палочки. Этот раздаточный материал имеется в Речевых и других центрах групп в количестве, достаточном для занятий с подгруппой детей. Для формирования и закрепления у дошкольников умений различать близкие по звуковому составу слова подбираем предметные картинки. В игре «Покажи картинку» предлагаем дошкольникам наборы парных картинок, названия которых звучат сходно, например: уши – ужи, зуб – суп, крыша – крыса и другие. В игре «Сема- фор» педагоги используют предметные картинки и круги красного и зелёного цвета. Взрослый показывает детям картинку и называет ее. Если слово звучит правильно, дети показывают в ответ зеленый кружок, а если непра- вильно – красный. При формировании представлений дошкольников о звуко-слоговом составе слов используем карточки с картинками и самостоятельно изготовленный дидактиче- ский материал для игровых упражнений «Собери цветок», «Звуковые часы», «Наряди ёлку» и другой. Например, упражнение «Разложи на группы» прово- дим для обучения выделению в словах первого звука и предлагаем детям разложить картинки, сгруппировав их по начальному звуку в названиях. В игре «Подбери лучики» предлагаем составить солнышко с лучиками, на которых есть изображения предметов с заданным звуком в названиях. Представленный компонент игровой среды группы, организованный совместно воспитателями и учителя- ми-логопедами, способствует овладению дошкольниками правильным произношением звуков родной речи. 65 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz