Игры и Игрушки Эксперт выпуск №5-2018
И Г Р О Т Е К А Игры и игрушки для формирования фонематического слуха Наш детский сад посещают дети с тяжёлыми наруше- ниями речи, поэтому учителя-логопеды и воспитатели очень внимательно относятся к организации игровой развивающей среды. В каждой группе выделен Речевой центр, в котором представлен различный материал для развития у детей фонематического слуха, артикуляцион- ного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики; для расширения, уточнения и обогащения словаря, развития связной речи. Многие пособия Речевых центров педагоги обновляют в соответствии с лексическими темами логопе- дических занятий. Например, осенью здесь находятся разноцветные листья для упражнений на развитие дыха- ния, картотека связанных с осенней темой артикуляцион- ных упражнений, среди которых «Беличий хвостик», «Вкусная брусника», «Грибы» и другие; картотека пальчи- ковых гимнастик «Ветер дует нам в лицо», «Мы капусту режем, режем», «Мы листики осенние»; тематические наборы картинок «Осень в городе», «В осеннем лесу», «Осенняя прогулка». Однако, учитывая невозможность представления в рамках журнальной статьи все инстру- менты, используемые педагогами в разных направлениях работы над развитием речи дошкольников, мы представим читателям важные для усвоения фонетической стороны речи игры и пособия, которые способствуют развитию фонематического слуха. На этапе формирования у детей умения узнавать нере- чевые звуки в Речевом центре находятся детские музы- кальные инструменты – бубен, барабаны, погремушки, дудочки, металлофон, колокольчики и другие; пособие «Шумовые кирпичики»; наполненные крупами, бусинами и монетами контейнеры из пластика. В привлекательно оформленную коробку собраны предметы, с помощью которых детям можно продемонстрировать шуршание, звон, скрип, глухие и звонкие удары и другие звуки. Это фольга, бумага; маленькие флаконы разной формы из-под духов, свистки; ложки и стаканчики из металла, дерева и фарфора; ёмкости для переливания воды, деревянные и металлические молоточки, палочки, иное «богатство». Мы используем эти игрушки и предметы для выполнения с детьми игровых упражнений «Угадай, что внутри», «Гремелки», «Какой колокольчик звенит?», «Угадай, где шуршит», «Найди кубик по звуку» и других. Поддержи- ваем интерес дошкольников к их выполнению с помощью введения в игру знакомых сказочных героев. Например, предлагаем подсказать кукле би-ба-бо Незнайке, что звучит за ширмой, и предъявляем стук деревянных ложек, удары мяча, звон колокольчика, шуршание фольги. Рима Абдеева, воспитатель Екатерина Крюкова, учитель-логопед Альбина Рахимкулова, учитель-логопед МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават Опыт организации предметно-игровой среды для решения задач развития речи дошкольников вне логопедических занятий 64 Игры и Игрушки. Эксперт №5•2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz