Игры и Игрушки Эксперт выпуск №5-2018

КОПИЛ К А П Е ДА ГО Г И Ч Е С КО ГО ОПЫТА Дошкольники идут друг за другом, приговаривая: «Мы по кругу идём, идём, лист со звуком быстро найдём». Ведущий называет любой звук и хлопает 3 раза в ладоши. После этого дети быстро поворачиваются лицом в круг. Если названный звук есть в начале названий лежащих перед ними листьев, то они поднимают соответствующие листья: [к] – кленовые; звук [рь] – рябиновые, [вь] – вишнёвые, [д] – дубовые и другие. Ведущий проверяет правильность выполнения задания. Все листья дети возвращают в круг. Раз, два, три –лист к дереву отнеси Задачи: закреплять умение соотносить дерево и лист как его часть, образовывать относительные прилагатель- ные, обозначающие принадлежность части дерева; разви- вать внимание, мышление, умение действовать по сигналу и передвигаться заданным способом. Ход игры. Дети стоят вокруг ведущего. Он поднимает в вытянутой вверх руке лист клёна (дуба или другого дерева). По команде ведущего «Раз, два, три, лист к дереву отнеси бегом» дошкольники бегут к дереву, которое соот- ветствует демонстрируемому листу, и останавливаются около него. Ведущий может назвать разные способы пере- движения –медленным или быстрым шагом, прыжками на двух ногах, на одной ноге и другие. Затем ведущий подходит к детям и спрашивает: «Как называется это дерево? Какой это лист?». Дети отвечают на вопросы, например, «Это клён. Кленовый лист». Если ответы правильные, ведущий показывает лист другого дерева и называет вид передвижения, игра продолжается. Во время прогулки дошкольников особенно заинтере- совал «танец» ивовых листьев – падая, они закручивались по спирали и опускались под крону дерева. При обсужде- нии этого полёта и педагог, и дети стали рифмовать слова и фразы, например, листья упали и задрожали; листики ивы тихо кружатся, прямо под ноги нежно ложатся. Дети обсуждали новые факты: «Вспомните, они же спиралью кружатся! Они падают и как будто тихо шепчут. Почему хвоя не так падает? Мне мама говорила, что из листьев удобрение получается». Одни дошкольники задавали вопросы, другие отвечали на них, воспитатели при необходимости дополняли или уточняли ответы, подводили детей к обобщению сведе- ний. Дошкольники сравнили форму листьев и крон разных деревьев, узнали о пользе перегноя, пополнили свой словарный запас. Коллективная аппликация «Птица Осень» Детей подвели к выводу о том, что узкие ивовые листья кружатся и падают вниз, как перья, и предложили собрать их, чтобы сделать необычную птицу Осень. Дошкольники с интересом участвовали в сборе разных листьев, затем они раскладывали их в группе, чтобы просушить; группировали уже подсохшие листья по размеру и форме, по цвету. Дети нашли изображения птиц в книгах и раскрасках, срисовывали их контуры, чтобы выбрать один для будущей птицы Осени. С помощью воспитателей эта часть работы была выполнена: понра- вившийся всем дошкольникам контур птицы взрослые немного выровняли и помогли вырезать. Интерес охватил всю группу, каждому ребёнку хотелось принять участие в создании необычной птицы: подобрать тонкие ветки рябины для лапок или собранные ранее семена и мелких цветы для глаз и необычного ожерелья, выбрать и разло- жить листья для крыльев и пышного хвоста. Коллектив- ную аппликацию выполняли подгруппами по очереди, и педагогами были созданы условия для планирования детьми своей работы, распределения обязанностей и помощи друг другу. В результате совместного творчества у нас появилась чудо-птица Осень –хозяйка осеннего бала. У многих ребят появилось желание сделать свою птицу дома с родителями, поэтому впоследствии мы провели выставку и конкурс творческих работ из осеннего природ- ного материала. 43 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz