Игры и Игрушки Эксперт выпуск №5-2013
5 www.i-igrushki.ru ОФИЦИАЛ Ь НЫЕ В Е С Т И только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внима- ние каждому, проследить за его развитием и здоровьем. Хотя воспитатель, как про- фессионал, может и должен обращать внимание родителей на психические проблемы, труд- ности с речью, посоветовать обратиться к психологу или логопеду. Причём эти специали- сты должны быть в каждом садике. Но в садик ходят не все. Многие «сидят» с бабушками, с мамами. Семья — великое благо для ребёнка. И родители, безус- ловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть два больших «но». Во-первых, дома дети лише- ны опыта общения со сверстни- ками. И добрать его практиче- ски негде. Раньше все малыши играли во дворе, летом на ули- цах дачных посёлков. Сейчас родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами всё время сопро- вождать его тоже не могут. Поэ- тому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап лишены опыта жизни в коллек- тиве, опыта общения. У них не сформированы важные социаль- ные навыки. И второй важный момент. Мы провели исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше поло- вины родителей. К пяти-семи годам того или другого лишены около 60 процентов детей. Почему родители не уделяют время ребёнку, отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду. Стандарт — это ориентир. Он разумный и здравый. Но если родители хотят воспиты- вать своего малыша иначе, никто им в этом мешать не будет. Хотя, я думаю, любой разумный родитель найдёт в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания. Переход на новый стандарт займёт несколько лет. Где-то педагоги уже сейчас работают по похожим принципам. Там процесс пойдёт быстрее. Но нам всё равно нужны будут новые воспитатели. И речь идет о десятках тысяч специалистов. Их надо найти, научить. Надо строить новые сады. Потому что важно не только наличие квадратных метров на одного ребёнка, но и соотношение взрослых и детей. Если в группах будет больше 15 воспитанников, вряд ли педа- гоги смогут корректно реализо- вать то, что прописано в стан- дарте. Поэтому вслед за нашим стандартом потребуется принять управленческие решения. Сде- лать работу воспитателя пре- стижной, открыть новые сады. Это забота властей, тут потребу- ется политическая воля. По закону все образователь- ные услуги в рамках стандарта государство обязано предостав- лять бесплатно. А вот за пита- ние, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновни- ки, когда увидели наш стан- дарт, сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим. А всё остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так. Когда ребёнок пришёл в садик и воспитатель помогает ему переодеться — это при- смотр или обучение? Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что надевать взамен. Воспитывать на заняти- ях вообще очень трудно, воспи- тывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребёнка в садике встречал позитивно настроен- ный взрослый. Это тоже воспи- тательный момент. По материалам сайта www.school-collection.edu.ru Мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми — это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и всё остальное — это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, возможно, придётся оплачивать родителям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz