Игры и Игрушки Эксперт выпуск №4-2014

У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А (Звучит пьеса «В пещере горного короля. Шествие троллей» Э. Грига. После её исполнения дети высказы- вают свои впечатления.) Педагог. Да, музыка тревожная, суровая, резкая. А, как вы думаете, она звучит всё время одинаково или в ней что-то меняется по мере звучания? (Дети прослушивают пьесу ещё раз и рассуждают.) Педагог. Музыка меняется от уныло-суровой в начале, до мощной, энергичной, беспокойной — к завершению. Какими вы увидели подземных жителей? Чем, по-вашему, они занимаются в своих подземных лабиринтах? (Ответы детей.) Композитор, рассказывая о гномах, изображает подземное царство — мрачное, суровое. Мы слышим, что эти сказочные жители заняты каким-то тяжёлым делом. Я вижу, как целое семейство трудится день и ночь. Работа у них слаженная, энергич- ная. Может, гномы ищут клады, может быть, заняты строительством горных пещер или подземных лабирин- тов, работая топорами, кирками, лопатами? Музыка звучит с нарастающим напряжением и в темпе (от медленного к быстрому) и в динамике (от почти тихого звука к громкому, крикливому). Такая музыка внушает нам, что нужно быть смелыми, дружными, не бояться трудностей и неудач, уважать себя и своих друзей за это. А давайте оживим эту картинку? Вы можете показать, как, сутулясь в подземелье, эти человечки роют землю, переносят тяжести, строят стену из камней, постепенно ускоряя свою работу? (Исполняется танцевальная импровизация «Гномы трудятся».) Педагог. Молодцы, артисты! Мы увидели, как дружно шла работа, как гномы помогали и поддерживали друг друга, когда музыка усиливала своё звучание. А теперь познакомимся со второй картинкой-миниатюрой. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский, побывав на выставке работ художника Гартмана, решил запечатлеть всё, что увидел в своих маленьких музыкальных зарисов- ках. «Картинки с выставки» — так он назвал этот альбом. Мы послушаем сегодня пьесу «Гном». Как же здесь создан образ подземного жителя? (Звучит пьеса «Гном» М. Мусоргского.) Педагог. Что вы услышали? О чём рассказала вам эта музыка? (Ответы детей.) Композитор на картинке с таким названием видел изображение ёлочной игрушки в виде гнома. Но в его музыке мы слышим образ совсем не празд- ничный. Я представляю себе, как этот сказочный герой — ожесточённый, суровый и в то же время жалкий, испуганный — перебирается в своих потаённых переходах, где мелькают чьи-то тени, где нет ни одного лучика света, где никто и никогда не слышал птичьего пения, не чувствовал свежего дуновения ветерка. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать и стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Мелодия то оживлённо стремится вперёд, то резко останавливается, то звучит одиноко, то многоголосно, и, кажется, что герой не очень уверен в себе, в своих силах. Хочется верить, что гномик пройдёт свой трудный путь и выберется туда, где сияет солнце и его ждёт счастье. Педагог. А сейчас нас ждёт ещё одна музыкальная встреча. Мы не пойдём больше в подземелье, а отправимся в лес. (Дети слушают фрагмент песни «Пёстрый колпа- чок» Г. Струве.) Как вы думаете, судя по музыке, можно предположить, что эта история случилась в тёмном дрему- чем лесу, в трескучий мороз, и события там были безра- достные? (Ответы детей.) Конечно же, это совсем другая история! Давайте дослушаем её до конца. (Педагог вклю- чает песню и приглашает детей к обсуждению её содер- жания и настроения.) Педагог. Смешной добрый гномик штопает свой колпачок, весело распевая песенку. Он живёт в лесу, среди красивой природы, его окружают друзья, и ему нечего бояться. Но гномик всё равно не позволяет себе лениться и бездельничать, а находит радость и удовольствие в простых повседневных заботах. Оказывается, безделье удручает, а любимая работа — веселит и помогает радо- ваться жизни. Педагог. Вот мы и познакомились с жизнью сказоч- ных героев. У всех она разная и вызвала у нас разные впечатления, разные чувства. Предлагаю вам всё, что запомнилось, понравилось в музыке, выразить в своих картинах. Проанализируйте эти истории и постарайтесь подобрать нужные краски и способы воплощения. 19 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz