Игры и Игрушки Эксперт выпуск №4-2014

У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А Встреча в музыкальной гостиной Александра Кукушкина, музыкальный руководитель ДОУ №1415, г. Москва. Цель: развивать у детей интерес и любовь к классиче- ской музыке и через синтез искусств формировать музы- кально-художественный вкус. Задачи: 1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочное отношение к музыке. 2. Способствовать развитию умения детей сопоставлять и сравнивать музыкальные произведения различной контрастности с идентичными названиями. 3. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и музы- кальными, пластическими, живописными образами. 4. Закреплять слова из художественного словаря (сино- нимы, антонимы), определяющие характер музыки и каче- ство музыкально-исполнительской деятельности. 5. Развивать творческое воображение и умение передавать характер музыки в движениях и танцевальных импровизациях. Ход занятия Педагог. Дети, мы сегодня встречаемся в нашей музы- кальной гостиной, чтобы послушать музыкальные картинки. Да-да, в музыке существуют картинки! Они «нарисованы» звуками музыкальных инструментов, чело- веческих голосов, шумами и… тишиной. Все эти звуки способны создать и большие произведения, такие как сказка-балет «Щелкунчик» Чайковского, музыкальная сказка «Снегурочка» Римского-Корсакова. Мы знакомы с этими произведениями, включали музыку из них в свои детские спектакли. А сегодня я хочу приоткрыть вам ещё одну интересную страницу в мире классической музыки. Здесь собрались музыкальные миниатюры. Миниатюра — это маленький предмет или маленькое произведение. Например, маленькая шкатулочка, маленькая вазочка, маленькая картинка или книжечка. (Педагог показывает эти предметы и предлагает выбрать и выставить все миниатюры на отдельную полку.) Педагог. Вот и музыкальная миниатюра — это насто- ящее музыкальное произведение, со своей историей, со своими чувствами, только по времени звучат эти произве- дения недолго, коротко. Поэтому их иногда и называют музыкальные картинки. Давайте выберем для знакомства сказочные сюжеты музыкальных картинок и живописных. Обратите внимание, вот на этих маленьких картинах- миниатюрах можно увидеть портреты каких-то человеч- ков и изображения дремучего леса. (Дети рассматривают иллюстрации, с помощью педагога находят сходства и различия.) Наверное, это не случайно. Я думаю, что нам всё объяснит музыка. Сегодня нас ждёт встреча с музы- кальными картинками нескольких композиторов, однако, изображены в них одни и те же герои — сказочные гномы. А кто такие гномы? (Ответы детей.) Педагог. Вы правы: это маленькие, вымышленные человечки, которые живут в сказочных лесах или подземе- льях. Мы услышим сначала зарисовки двух композиторов: норвежского — Эдварда Грига, и русского — Модеста Петровича Мусоргского. Жили они, как вы понимаете, в разных странах, воспитывались в разных традициях, читали разные сказки в детстве. А как же они расскажут нам о жизни подземных жителей в своих музыкальных картинках? Давайте слушать. Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. В любом искусстве воспитание хорошего вкуса начинается с классики. В процессе этого занятия дошкольники знакомятся с тремя разными миниатюрами, обсуждают и сравнивают услышанное. И музыка начинает для них звучать совсем иначе, чем прежде. 18 Игры и Игрушки. Эксперт №4•2014

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz