Игры и Игрушки Эксперт выпуск №3-2021
И Г Р О Т Е К А происходящее, стимулируя развитие речи детей. С потеш- ками каждый режимный момент становится и игровым, и развивающим. Принцип индивидуализации – это одно из требова- ний ФГОС, и в первой младшей группе индивидуализация связана в большей степени с семьёй ребёнка. В группе имеется семейный уголок, где находятся семейные фото- графии детей, посещающих группу. Они помогают создать уют и семейную обстановку для ребёнка за счёт косвен- ного присутствия близких малыша. Фото семьи могут быть представлены в форме фотоальбома, который дети могут полистать и посмотреть за столом или в уголке уединения. Также в группе используются экран именинни- ков, индивидуальные картинки на кабинках, кроватках, полотенцесушителях. Принцип игрового комфорта. В раннем возрасте дети играют не вместе, а рядом. Они ещё не способны играть в общую игру и делить роли между собой. Поэтому, когда один ребёнок берёт куклу и начинает с ней играть, второму тоже нужна кукла и он хочет играть точно также. Для снижения конфликтогенности в группе раннего возраста имеется достаточное количество кукол, машинок и т.д. Этот принцип существенно отличает группу раннего возраста от всех других групп. Принцип сензитивности означает, что среда должна соответствовать возрасту и тем сензитивным периодам, которые проходят дети на этом этапе развития. Сюда относятся потешки, наличие и насыщение некоторых центров развития. Ещё один пример реализации данного принципа – наличие зеркала в группе. В раннем возрасте у детей активно развивается самосознание и формируются представления о себе. Для этого очень важно иметь зеркало, в которое ребёнок может видеть себя в полный рост. Также на развитие самосознания влияет так называе- мое правило порядка . Это правило действует всегда во всех группах и во всех образовательных организациях, но в группе раннего возраста оно имеет особое значение. Правило порядка формирует понятие личного простран- ства ребёнка. У каждой вещи и игрушки есть своё место. Поиграл, положи на место. Когда, например, дети сидят на стульчиках, у каждого из них есть своё место (стульчик), как часть пространства, которое принадлежит ему. Это место Васи, а это – Пети, но уже не Васи. Поэтому важно наводить порядок в группе вместе с детьми, поддерживать его и учить этому детей. Принцип творческой самодеятельности. Такой принцип есть у Сергея Леонидовича Рубинштейна, и относится он к педагогике, то есть направлен на детей. Мы взяли на вооружение этот принцип в работе с педагогами, поощряя инициативу, творческий поиск у педагогов в создании и построении развивающей среды в группах. Развивающая предметно-пространственная среда созда- ётся руками педагогов и за счёт их творчества. А творче- ство – очень капризная вещь, которая требует минимум критики и максимум поддержки. При реализации данного принципа педагоги самореализуются в профессии и преоб- разуют детский сад. Таким образом, построение и организация развиваю- щей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста является сложным, многофакторным процессом, но от качества его реализации зависит эффективность развития и адаптации детей в детском саду. 61 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz