Игры и Игрушки Эксперт выпуск №3-2016

Р Е Ч Е В ОЙ П РА К Т И КУМ Для формирования грамматического строя речи я проводила такие дидактические игры по развитию речи: «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки». С целью совершенствования активной речи ребёнка – игры: «Про кого я говорю», «Скажи, какой?», «Исправить ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?», «Какая кукла», «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Найди по цвету». Вне занятий с детьми разучиваются стихи, потешки. При этом необходимо обращать внимание воспитанников на громкость, чёткость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа, интонационных средств выразительности. Кроме того, в свободное от занятий время предлагаю организовывать и проводить игры и дидактические упраж- нения, направленные на развитие слухового восприятия, речевого слуха. Например, «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем на ушко секрет для подружки». Для совершенствования у детей звуковой культуры речи подходит дидактическое упражнение «Погреем ручки». Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щёки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони. Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наибо- лее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Поэтому рекомендую игры и упражнения, направ- ленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, которые приучают ребёнка слышать и дифференци- ровать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука. • «Угадай, что я делаю». Ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Воспитатель (а после и дети) двигает стул, ходит по группе, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Ребёнок называет действия, кото- рые производит взрослый. • «Угадай, чья эта песня». Ребёнку предлагается внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (чётко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с...) и как поёт комарик (отчётливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з...). Затем, попеременно произносится то звук [с], то звук [з], ребёнок должен угадать, когда поёт водичка, а когда – комарик. • «Угадай, где стучит дятел». Имитируется стук дятла клювом по дереву – то тихо, то громко. Ребёнок должен сказать, где стучит дятел – близко или далеко. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Ёж и ежата», взрослый пред- лагает выполнить ряд заданий: чётко произнести фразы со звуками [ш] и [ж]. Ша-ша-ша – мы купаем малыша; шу-шу-шу – дам грибочек малышу; ши-ши-ши – где гуляют малыши? Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при чётком произнесении слова, фразы, ребёнок подводится к пониманию терминов «звук», «слово». В игровой форме можно приучить малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указы- вать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребёнку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отли- чаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравни- вать предметы, изображённые на рисунках. На данном возрастном этапе ребёнок уже может объе- динять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка –одежда). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите поиграть: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребёнку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столо- вой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребёнка. Вводить в активный словарь глаголы можно через дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам). Повар – варит, жарит, моет, чистит, режет. Обогащать словарный запас качественными прилагательными с помо- щью упражнения «Скажи, какие» (по картинкам). Снег какой? Белый. Учить подбирать слова с противоположным значением поможет дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Воробей маленький, а ворона –(большая). Игра – это самое благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомства с окружающим миром и наиболее доступный и интересный способ пере- работки, выражения эмоций и переживаний. Чем разноо- бразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить. 29 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz