Игры и Игрушки Эксперт выпуск №2-2019

Р Е Ч Е В ОЙ П РА К Т И КУМ Игровые упражнения для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи Кинезитерапия в работе с детьми с ОВЗ Кинезитерапия изначально использовалась для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, но после изучения её возможностей психологами и нейролингвистами, стала применяться в логопедической работе. Это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигатель- ной координации. Технология состоит из подбора упражнений, ориенти- рованных на каждого конкретного ребёнка в соответствие с особенностями его развития и образовательными потреб- ностями. Активное участие в коррекционном процессе самого ребёнка в качестве субъекта способствует повыше- нию мотивации и эмоционального фона, что повышает результативность коррекции. Приведём примеры упражнений, которые могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Пулемёт Ребёнок, произнося «д-д-д», ритмично постукивает указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой руки. Пароход Произнося «ы-ы-ы» с сомкнутыми зубами, ребёнок водит ребром одной руки с поднятым вверх большим паль- цем по ладони другой руки. Если упражнение проводится с подгруппой детей, правилами может регламентироваться направление и координация движений пароходов. Измерим слова Постукивая кулачок о кулачок, ребёнок произносит слово и определяет его длину, обозначая термином – «длинное» или «короткое». Прятки Кулачок ведущего прячется за ладонью, в ладони, под ладонью, на ладони, около ладони и так далее. Ребёнок, повторяя движение, называет местоположение кулачка. Отрабатывается правильность употребления предлогов. Эхо Повторение за ведущим слоговых рядов с соответству- ющими движениями руки: кулачок – слог с твёрдым согласным, ладонь руки с раздвинутыми шевелящимися пальцами-лучиками – слог с мягким согласным; ладонь вниз – слог с глухим согласным, ладонь вверх – слог со звонким согласным. Водолазы Предварительно педагог объясняет детям, кто такие водолазы. Затем дети повторяют за взрослым: носом вдох, пальчиками-прищепками зажимаем нос. Дети выдыхают на тыльную сторону ладони под счёт до 4-10. Затем паль- чики-прищепки от носика убираются, делается глубокий вдох. Игру можно повторить 2-3 раза. Назови времена года Дети поочерёдно складывают колечки из большого и последующих пальцев (указательного, среднего, безымян- Марина Голбан, учитель-логопед МБДОУ № 101, г. Ульяновск 30 Игры и Игрушки. Эксперт №2•2019

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz