Игры и Игрушки Эксперт выпуск №2-2019

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А II этап – основной «Коррекция эмоциональных и поведенческих реакций». Начало занятий проводятся в том блоке комнаты, который нравится ребёнку. Дети с расстройствами аутистического спектра в большинстве случаев довольно неловки, им тяжело даётся ориентирова- ние в пространстве и на себе. Важно помочь ребёнку владеть собственным телом, для этого, безусловно, созда- ются специальные условия. При этом следует учесть, что навыки развития основных двигательных способностей должны приобретаться непосредственно через самостоя- тельную деятельность ребёнка. Положительные эмоции, полученные детьми во время таких занятий, вызывают привыкание к прикосновению различных материалов, расширяют двигательный опыт, то есть ребёнок начинает осознавать свои движения. Примеры простейших упражнений: Игра «Тактильный шарик» для детей с низкой сенсорной чувствительностью. Педагог с ребёнком садятся на ковёр в любом из блоков комнаты. Педагог кладёт по одежду ребёнку мячики различной текстуры. Ребёнок достаёт мячики. На начальном этапе этой игры прихо- дится надавливать на мячики, чтобы малыш почувствовал их. В дальнейшем он будет сразу находить мячики и доставать их. Игра «Солнечный зайчик» для детей со средней сенсорной чувствительностью. Педагог даёт ребёнку в руки карманный фонарик и просит его посадить «зайчика» на другого ребёнка, остальные участники должны взгля- дом проследить за движением «зайчика» и назвать место, куда он «сел». Игра «Музыка мира» (звуковой блок) для детей с высокой сенсорной чувствительностью. Для этой игры необходимы вибрирующие звуковые кровати (твёрдая и мягкая). На начальном этапе ребёнка помещают на мягкую кровать, внутри которой встроены низкочастотные колонки, издающие звуковые композиции. Композиции подбираются индивидуально. По мере привыкания ребёнка к вибрацион- ным колебаниям, музыка изменяется – от релаксирующей до стимулирующей. После того как воспитанник адекватно реагирует на стимулирующие звуковые композиции, игра переводится в область твёрдой музыкальной кровати и музыкальные композиции уже воспринимаются ребёнком по-другому. Цель игры считается достигнутой тогда, когда малыш спокойно реагирует на изменяющиеся звуковые композиции. После этого этапа возможна игра «Тактильный шарик» или «Солнечный зайчик». Во время игр улучшаются не только тактильные возможности детей, но и повышается осознание ребёнком собственных движений. В работу по психомоторному развитию детей с РАС включается несколько направлений: во-первых, выполняя упражнения по сенсомоторному развитию улучшается восприятие пространственных и качественных свойств предметов, во-вторых, у ребёнка во время игр развивается социальное восприятие, в-третьих, ребёнок развивается в продуктивной деятельности через сенсорное взаимодействие с различными материалами. III этап заключающий – это возможность работы ребёнка в группе. Группы формируются в зависимости от возможностей детей. На этом этапе используются все блоки комнаты в зависимости от целей, поставленных педагогами и потребностей детей. Работа в комнате сенсорной интеграции помогает включиться в обучающий процесс и перенести полученные знания на другие виды деятельности (логопедические, коррекционные занятия). Фрагмент занятия: Педагог: Ребята, здравствуйте. Мы с вами много зани- мались в нашей комнате, а теперь я вас хочу спросить, с каким бы материалом вы сегодня хотели бы позаниматься. (В зависимости от ответов детей, они делятся на подгруппы. Педагог обращается к каждой подгруппе, например, их может быть 2 или 3, и даёт инструкцию.) Кто выбрал упражнение с обручем? Вам нужно положить четыре обруча друг за другом и выполнить прыжки на одной ноге в обруч и из обруча 4 раза. 29 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz