Игры и Игрушки Эксперт выпуск №2-2019

У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А Основные этапы обучения решению задач в начальных классах Обучение задачам По способу восприятия действительности, всех людей можно разделить на три большие группы: визуалы, ауди- алы, кинестетики. Если вы попросите обучающихся поду- мать о лете, то некоторые из них представят сочный цвет зелёной травы и яркие краски летних цветов. Это дети-ви- зуалы, которые лучше воспринимают информацию с помо- щью зрения. Другие дети будут ассоциировать лето с весёлым детским смехом, шумом листвы и мелодией тёплого летнего дождя. Это дети-аудиалы, лучше воспри- нимающие информацию через слух. А остальная часть обучающихся вспомнит ощущение жгучего солнца и горя- чего песка. Это дети-кинестетики, которые лучше воспри- нимают мир на ощупь. Согласно статистике, 60% обучающихся – это визуалы. Такие дети труднее воспринимают информацию на слух. Для лучшего усвоения материала им необходима нагляд- ность – картинки, иллюстрации, презентации или специ- альные пособия. Важное место на уроках математики занимают текстовые задачи. Решая их, обучающиеся полу- чают возможность применить полученные теоретические знания на практике. Но, к сожалению, многие дети, а именно, дети-визуалы, сталкиваются с большими трудно- стями в решении текстовых задач, так как они не сопрово- ждаются иллюстрациями. В третьем классе обучающиеся знакомятся с новым видом текстовых задач, в условии которых фигурируют различные предметы: карандаши, книги, апельсины или любые другие материалы. Величины этих предметов обозначаются числовыми значениями. Но дети-визуалы с трудом могут определить взаимосвязь между величинами и их числовыми значениями. Поэтому перед учителем стоит задача, организовать дополнительную работу, вклю- чающую в себя специальные игры и упражнения, которые помогут детям получить опыт обозначения числом разных предметов, их стоимость, цену, количество и другое. Авторы учебников по математике для начальной школы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. (УМК «Школа 2100»), Истомина Н.Б. (УМК «Гармония»), Рудницкая В.Н. (УМК «Начальная школа XXI века») и другие, предлагают задачи, в которых прослеживается зависимость между величинами. Большинство из них направлены на поиск ответов в области скорости-време- ни-расстояния и цены-количества-стоимости. Как показал опыт работы с такими задачами, обучаю- щиеся сталкиваются с небольшими трудностями. Поэтому перед учителем стоит непростая задача – планомерно, шаг за шагом, начиная с первого класса, знакомить детей со структурой текстовых задач, с особенностями решения задач различных видов, а также помогать обучающимся находить верный путь в решении той или иной задачи путём составления краткой записи и подробного плана решения. Перед тем, как приступить к основным этапам реше- ния текстовой задачи, необходимо провести тщательную подготовительную работу. Именно от подготовительного этапа зависит дальнейшее понимание особенностей задач на нахождение четвёртого пропорционального. Самое главное на этом этапе, чтобы обучающиеся увидели взаи- мосвязь величин между собой. В этом могут помочь различные игровые ситуации, наглядные пособия или красочные презентации. Когда обучающиеся успешно преодолеют подготовительный этап, можно приступить к основному этапу решения текстовых задач на простое тройное правило. Основной этап мы рассмотрим на примере одной из задач: «Ученик купил несколько карандашей по 4 руб. за Марина Фурзикова учитель нач. классов МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы», Респ. Марий-Эл 20 Игры и Игрушки. Эксперт №2•2019

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz