Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2020

И Г Р О Т Е К А среде, чтобы усилить её эффект на развивающийся орга- низм дошкольников. В частности, к этим требованиям относится запрос на максимальную реализацию творческого потенциала воспитанников. Это значит, что мебель в дошкольном учреждении должна выполнять не только утилитарную функцию, но и своей формой, цветом, текстурой стимули- ровать развитие творческой индивидуальности дошкольников. Наборы мебели (или отдельные её части) должны быть приятны глазу, взаимодействие с ними должно быть лёгким и предполагающим несколько вариантов использо- вания. Имеющиеся в наличии шкафы, должны с лёгкостью трансформироваться в элементы игры, выполнять роль декораций и т.д. Также ФГОС ДО одновременно предполагает и доступ- ность мебели для использования всеми группами, находя- щимися в учреждениях, и доступность с точки зрения возможности открытого контакта детей с игрушками, которые там хранятся. Отдельно стоит отметить именно вторую часть термина «доступность». Детская фантазия, как уже было неодно- кратно доказано многими учёными в области педиатрии, развивается в тесной связи с образным мышлением. Именно наличие игрушек буквально «под рукой» стиму- лирует мозг к созданию новых цепочек нейронных связей, которые формально признаются «развитием мозга» в общем смысле этого термина. Вопрос формирования предметно-ориентированной среды в рамках детского сада поднимался в научной лите- ратуре неоднократно. Стоит упомянуть, что родоначаль- ником идеи трансформируемой мебели была шведская компания IKEA, которая и разработала первые много- функциональные предметы интерьера. В частности, одним из ярких представителей модельного ряда стал набор «Труфаст», состоящий из различного вида стеллажей и контейнеров. Этот набор и вдохновил отечественных специалистов на производство мебели, которая бы могла использоваться в нашем детском саду. Нахождение в поле видимости дошкольника игрушек и развивающих предметов – важное условие в воспитатель- ном процессе. И именно многофункциональную мебель можно с уверенностью отнести к категории предметов, стимулирующих развитие детского воображения, а также усиливающих творческую составляющую процесса игр. Видится рациональным разделение пространства детского сада на несколько зон: рекреационную, спортив- ную, игровую, техническую и спальную. Главной же, разу- меется, можно считать игровую зону, в которой дошколь- ники под контролем воспитателя проводят больший объём времени. Рассматривая наш детский сад подробно, следует оста- новиться на этапах его ввода в эксплуатацию и дате начала функционирования. Первый корпус учреждения начал работу ещё в 2014 году, а уже через три года совместными усилиями руководства учреждения и строительных подрядчиков был введён в эксплуатацию 4-х групповой второй корпус. Вся организация творческой среды была возложена на преподавательский состав детского сада. В этих условиях было принято решение отнестись к выбору мебели с точки зрения активного творческого подхода. Был разработан дизайн-макет будущих помещений, в которых предусмотрены игровая, обеденная, спальная зоны, а также визуальное ограничение каждый из них. Работа с макетами предполагала, что построение предмет- но-развивающей среды будет вестись с учётом возможно- сти трансформации мебели из блочной структуры в новые элементы. Такое решение обладало рядом преимуществ – сама предметно-развивающая среда должна была бы «расти» вместе с ребёнком, её дальнейшее функциониро- вание будет целиком зависеть от построения учебного плана. Продолжение читайте в следующем номере… 65 www.i-igrushki.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz