Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2020
КОПИЛ К А П Е ДА ГО Г И Ч Е С КО ГО ОПЫТА Четвёртая строка – фраза, несущая определённый смысл. Пятая строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом, выражение своих ощущений одним словом. Пример: Белка. Рыжая, стремительная. Прыгает, запа- сает, прячется. Быстрый огонёк между деревьев. Зверёк. Для работы с детьми я использую такую схему стихотворения: Слово (Кто?Что?) Слово-признак Слово-действие Предложение Слово-итог, ассоциация, обобщение. Синквейн для дошкольников – это средство творче- ского самовыражения ребёнка; игровой способ обогаще- ния словарного запаса; подготовка к краткому пересказу; умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении; средство изучения и закрепления родного языка. Работу с детьми непосредственно по составлению синквейна лучше начать со второго полугодия старшей группы, а первую половину учебного года посвятить подготовке. Большую роль в этом играют словесные дидактические игры по развитию речи, направленные на расширение и уточнение словаря, подбор синонимов и антонимов, на развитие связной речи. Последовательность и формы работы по составле- нию и использованию синквейна Прослушивание детьми синквейнов, составленных педагогом. Здесь можно использовать сам синквейн в виде загадки, когда взрослый проговаривает стих, а дети отга- дывают, о чём идёт речь. В этом случае необходимо обра- тить внимание детей на то, что они отгадали загадку. Далее следует формирование таких понятий как «слово», «слово-признак», «слово-действие», «обобщающее слово. На этом этапе работы дети знакомятся со схемами. Следующая форма – разбор готового синквейна по схеме. Воспитатель произносит текст, дети отслеживают по схеме. Для составления синквейна сначала выбираются простые хорошо знакомые предметы. Это могут быть игрушки, посуда, некоторые явления природы. Для лучшего запоминания педагог схематично зарисовывает слова, либо прописывает первые буквы. Далее обяза- тельно следует прослушать готовую работу, чтобы заме- нить какое-либо слово, изменить предложение. Затем воспитателем зачитывается готовый синквейн. В дальней- шей работе дети могут сочинять стихотворения самостоя- тельно или при помощи родителей. Использовать данное умение можно как итог, заключе- ние любой деятельности – итог занятия, беседы, опреде- лённой темы, сюжетно-ролевой игры, оценка результата своей деятельности и деятельности других детей, обобща- ющий вывод, дополнение своего рассказа при проведении проектов. Для успешного овладения детьми данным методом, родители должны принимать непосредственное участие. Перед началом работы с детьми, на собрании родителям была представлена данная методика составления сиквей- нов. Вместе с педагогом они попробовали составить стихотворения, поиграли в словесные дидактические игры. В дальнейшем родители самостоятельно составляли синквейны с детьми на заданную тему. В подготовитель- ной группе мы «выпустили» иллюстрированные сборники синквейнов, сочинённых семьями наших воспитанников. 51 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz