Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2020

КОПИЛ К А П Е ДА ГО Г И Ч Е С КО ГО ОПЫТА Обобщение опыта работы по использованию метода составления синквейна и его роль в речевом развитии детей старших и подготовительных групп детского сада Синквейн как метод речевого развитии детей «Изучая родной язык, ребёнок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художе- ственных образов…» (К.Д. Ушинский) Трудно переоценить значение речевого развития. Именно в дошкольном периоде создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фунда- мент для письменных форм речи и последующего рече- вого и языкового развития ребёнка. Но сейчас, когда дети чаще общаются с гаджетами, чем со сверстниками, возни- кают проблемы развития самой речи. Так, речь детей бедна прилагательными, словарный запас недостаточен, присутствуют сленговые слова. Современный ребёнок не может обосновать своё мнение, так как не развита моноло- гическая и диалогическая речь. В ФГОС выделены следующие компоненты речевого развития: владение речью как средством общения и куль- туры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонаци- онной культуры речи; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтети- ческой активности. Я в своей работе решила сделать акцент на развитии словаря детей, что ведёт за собой развитие связной речи. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углу- бляет его чувства. Подходя вместе с детьми к старшему дошкольному возрасту, я искала метод, позволяющий не только расширить словарь детей, но и сформировать связ- ную речь; метод, способствующий поддержке и развитию детской инициативы. И я сделала свой выбор в пользу метода составления дидактического синквейна. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн был придуман американской поэтессой. Традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использо- вать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна в том, что он основан не на подсчёте слогов, а на смысловой заданности каждой строчки. Задачи: сформировать представление о синквейне, научить составлять его по схеме; расширять словарный запас; развивать умение выделять главное, существенное; развивать монологическую и диалогическую связную речь; развивать ассоциативное мышление. Правила составления синквейна Первая строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы. Юлия Левашкина, воспитатель I кв. кат. МБДОУ «Д/c компенсирующего вида №48 «Винни-Пух», г. Набережные Челны 50 Игры и Игрушки. Эксперт №1•2020

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz