Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2020
КОПИЛ К А П Е ДА ГО Г И Ч Е С КО ГО ОПЫТА гофрированную бумагу нарезаем на небольшие квадра- тики (15х15 мм); на середину заготовки ставим черенок кисточки и закручиваем бумагу вокруг него; получившу- юся торцовку, не снимая с палочки, втыкаем в пластилино- вую форму, и только тогда палочку вынимаем; каждую следующую торцовку помещаем рядом с предыдущей так, чтобы не оставалось промежутков. На начальных этапах знакомства с техникой торцева- ния создаются полуобъёмные работы (трава, листва на деревьях, фактура животных). Потом создаём объёмные образы, состоящие из одной части (цыплёнок, цветы, ёжик, колобок), а затем из нескольких частей (медвежо- нок, котик, слонёнок, кактус, сказочные герои). Получен- ные фигуры ребёнок учится декорировать разнообраз- ными художественными и подручными материалами (пластилин, масса для лепки, различные виды бумаги, бусинки, проволочка). Предлагаю следующую тематику сюжетных работ в технике торцевания для детей старшего дошкольного возраста: «Наши забавные пушистые друзья», «Удиви- тельное путешествие по Африке», «Цирк! Цирк! Цирк!», «Цветочные фантазии», «Рождественская сказка», «Ново- годний карнавал», «Незнакомая планета». Удивительно смотрятся поделки из гофрированной бумаги и многослойных салфеток в технике «узелок». За основу я взяла технику изготовления кукол-оберегов из ткани, которые использовались для обрядовых традиций у народов, проживающих на территории нашей страны, и адаптировала её к бумаге. Эта техника доступна детям старшего дошкольного возраста. Этапы создания поделок в технике «узелок»: сминаем бумажную салфетку и скатываем из неё шарик; кладём перед собой квадрат гофрированной бумаги или развёрну- тую многослойную салфетку нужной расцветки; в центр квадрата помещаем скатанный шарик, поднимаем края квадрата, обёртывая шарик в виде узелка, стягиваем края салфетки ниткой. В этой технике можно сделать поделку, состоящую из 2 частей (голова, туловище). Для этого кладём ещё один шарик и также закручиваем, завязываем. Дальнейшее декорирование образа зависит от детской фантазии и твор- чества. Делаем глаза, крылышки, лапы, хвостик, то есть всё то, что придаст образу выразительность. Примерные темы творческих заданий, состоящих из одной части: «Птички-невелички», «Рыбки плавают в водице», «Смеша- рики», «Жёлтые цыплята» и предметы, состоящие из двух частей: «Забавные зверушки», «Петя-петушок», «Неваляшка». Сначала обучение нетрадиционным техникам осущест- вляется в индивидуальной работе или микрогруппами (2-3 человека), а затем переносится во фронтальные, группо- вые занятия. Игрушки, сделанные детскими руками, получаются интересными и необычными, они хранят в себе тепло рук и отношение ребёнка к тому, что он смастерил. Некоторые из моих воспитанников стали делать поделки в технике торцевания и в технике «узелок» дома, привлекая к этой деятельности своих родителей, что поло- жительно сказывается на детско-родительских отноше- ниях и микроклимате семьи. Ещё работы ребят использу- ются для украшения интерьера групповых комнат и помещений детского сада. Овладев какими-либо нетради- ционными техниками, дети проводят мастер-классы для родителей и педагогов детского сада. Их эффективность обуславливается тем, что можно не только увидеть, но и попробовать ту или иную художественную технику, узнать способы изготовления предметов. А дошкольники, пробуя себя в роли ведущего мастер-класса, успешнее социализи- руются, овладевают организаторскими навыками. Это показало, что я не зря использую подобные технологии в работе с дошкольниками. 47 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz