Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2018

У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А Дидактические игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста Игры с морскими камушками Только педагог на отдыхе может думать о своей работе! Вот и я, находясь на морском берегу и глядя на играющих с камешками детей, думала о том, как реализовать возмож- ности этого богатства в своей практической работе с дошкольниками. Когда принесла камешки в детский сад и стала применять их как материал для игр, стали появ- ляться всё новые идеи использования этого морского подарка. Хочу поделиться с читателями тем, что у меня получилось. Природные камни имеют много свойств, которые отли- чают их от других окружающих нас материалов и предме- тов. Игра с ними прекрасно развивает сенсорные пред- ставления детей, потому что морские камни отличаются не только по цвету, форме и величине, но и по весу, твер- дости, хрупкости, они по-разному стучат и гремят, имеют различную гладкость или шероховатость. Широко использую этот природный материал для формирования у дошкольников навыков порядкового и количественного счета, представлений о независимости количества предметов от их величины или расположения в пространстве, для сравнения и уравнивания количества предметов в двух группах, для выкладывания сериацион- ных рядов – от маленького к большому и наоборот, от тёмного к светлому, от тяжёлого к лёгкому. Можно сравни- вать 2-3 камня сразу по нескольким признакам, выделять их отличия и сходства. Игры и выполнение заданий с морскими камушками способствуют развитию точности и ловкости движений кистей и пальцев рук, координации в системе глаз-рука, формированию разных способов захвата материала. Для фиксации положения камней предлагаю использо- вать поднос с чечевицей, как игровое поле он незаменим также при выполнении детьми творческих заданий с проявлением воображения и фантазии. Представляю вниманию читателей журнала некоторые игровые упраж- нения и игры с камешками, в которые с удовольствием играют дети 5-7 лет. Сравни камни Задачи: познакомить детей со свойствами природных камней; развивать восприятие разных модальностей, наблюдательность, внимание, мыслительные операции сравнения, группировки и обобщения, мелкую моторику пальцев рук. Оборудование: морские камешки. Ход игры. Предлагаю детям рассмотреть и ощупать камни, рассказать о своих ощущениях, сравнить разные качества нескольких камней. Затем предлагаю разложить камни на кучки по одному признаку группировки. При увеличении количества признаков для группировки игра усложняется. Сложи фигуру по образцу Задачи: формировать навыки количественного счёта, умение выкладывать рисунок по образцу, воспитывать интерес к работе с природным материалом, навыки само- оценки выполнения задания. Оборудование: подносы с чечевицей; камешки; карточки с образцами узоров и рисунков. Елена Фёдорова, воспитатель МБДОУ Д/с № 50 «Алёнушка», г. Калуга 14 Игры и Игрушки. Эксперт №1•2018

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz