Игры и Игрушки Эксперт выпуск №1-2013

8 Игры и Игрушки. Эксперт №1•2013 Э КС П Е Р Т И З А Экспертная оценка игрушек Ирина Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования Академии Социального управления Одна из значимых функций игрушки — эмоциональная, ведь благодаря игрушке ребёнок может выразить свои пережива- ния и чувства. Кроме того, игрушка — это средство обще- ния. В процессе взаимодействия с игрушкой у ребёнка формирует- ся образ «Я», осознаются соб- ственные возможности. Игрушка для ребёнка — это и релаксация, и отдых, и развлечение. Поэтому важно действие с ней, игра, а не то, чтобы она просто находилась в комнате. В настоящее время многие ведущие специалисты (Смирнова Е.О., Парамонова Л.Г. и др.) ука- зывают, что по статистике до 70-80% игр не пригодны для игры. В связи с этим можно выделить следующие общие принципы оценки игр и игрушек, разработанные в Московском городском Центре психолого- педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ. Этический фильтр. Игрушка должна быть лишена всего того, что отторгает от сущности чело- века (жестокость, расчленение, разбор тела на части, извлечение внутренних органов). К таким игрушкам относится многочис- ленный класс пауков, черепах- людей и пр. Позиция взрослого — следовать соблюдению этиче- ских норм. Нельзя постоянно идти на поводу у ребёнка (его импульсивных желаний и пред- почтений). Привлекательность игрушки. Она должна вызывать положитель- ные эмоции. Развивающий потенциал игруш- ки. Его часто сводят к обучению. Но развитие — не только обучение, усвоение готового знания. Развитие — это пробуждение активности ребёнка к общению, воображению, творчеству, выявление его интересов, эмоциональной включённости. Ребёнка развивают не только дидак- тические игрушки, но и куклы, машинки. Главные функции игрушки Она даёт ориентиры к дей- ствию, формирует ориентировоч- ную основу действий. В этом дей- ствии ребёнок осваивает окружаю- щий мир, у него складывается при- мерная основа для игрового дей- ствия, раскрываются потенциаль- ные возможности игрушки. Игруш- ка ведёт за собой развитие (пира- мидки, вкладыши) и действие самого ребёнка. Свобода действий. Игрушка не должна ограничивать действия ребёнка. Необходимо оставлять простор для самостоятельности, возможность действия, самовыра- жения — в этом проявляется открытость игрушки (фантазия, творчество, изменения). Важна открытость, способность выра- зить себя. Игрушка в детском саду — элемент развивающей среды. Она выполняет несколько функций и способствует исследованию окружающего мира, моделированию действительности, самовыражению, развитию творческих способностей, а также осознанию ребёнком своего «Я».

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz