Зачем ребенку школьный театр?
Школьный театр – это зрелищный вид искусства, возникший в России ещё в 17-18 веках. Первоначально театры создавались при академиях, духовных семинариях, училищах для изучения латинского языка и воспитания детей. В дальнейшем на подмостках школьных театров стали разыгрываться спектакли на национальных языках, что расширило круг духовной жизни учащихся. В 50-60 гг. перед театрами такого плана была поставлена задача эстетического, нравственного и идейного воспитания подрастающего поколения. В советские времена была распространена художественная самодеятельность, ставшая частью культурно-просветительной работы с населением. Это была феноменальная форма творчества в связи с её общедоступностью (бесплатная для всех слоев населения). В 70-е годы в художественной самодеятельности принимали участие более 10 мл. подростков, не говоря уже о штатных и общественных руководителях. За сотни лет театры претерпели ряд изменений. В настоящее время самодеятельность ищет новые творческие пути, учитывая особенности сегодняшнего мира, а также возможности мальчиков и девочек.
Виды театров
В настоящий момент организация драматических кружков в школе актуальна также, как и десятки лет назад. На вопрос, что ребёнок получит от занятий в школьном театре, можно ответить следующее. Театральные кружки способны эффективно влиять на воспитательно-образовательный процесс и культуру поведения детей. Они содействуют сплочению классных коллективов, расширяют культурный диапазон учащихся и преподавателей. Театр с помощью игры помогает ребятам быть более наблюдательными, обучает сценическому мастерству, умению сосредотачиваться на определённом объекте, а главное – даёт возможность соприкоснуться с русскими и зарубежными писателями и драматургами.
Какие виды школьных театров есть на сегодняшний день? Можно выделить три модели школьных театров. Первый вариант, когда драматическим кружкам оказывают дополнительную помощь в сфере культурного образования государственные, а также муниципальные и альтернативные театры. Второй вариант, когда театр образован на базе одной общеобразовательной организации с включением нескольких учителей предметников. Третий вариант, когда театр образован на базе одной общеобразовательной организации с участием только одного учителя. Рассмотрим подробнее каждый формат театра:
- Театральная студия – это творческие коллективы единомышленников, которые придерживаются определённого мировоззрения и решают в процессе своей деятельности учебные, производственные, экспериментальные задачи. Занятия по основным дисциплинам (актёрское мастерство, сценические движения и речь, вокал, хореография и пластика) проводятся специалистами из театров, а также преподавателями из разных театрально-музыкальных учреждений.
- Музыкальный театр – это возможность привлечения к реализации программы преподавателя вокала из музыкальной школы, актёров театра оперы и балета, артистов оперетты.
- Исторический театр. Организаторами такого театра могут стать команда учителей-предметников. В качестве темы для театральных постановок берутся известные факты из истории. На их основе творческий коллектив может как самостоятельно разрабатывать сценарий, так и взять уже существующий.
- Классический драматический театр преследует следующие цели: творческое развитие личности, приобщение к театральному искусству, приучение к самоорганизации, трудолюбию, получение навыков самостоятельной творческой деятельности, понятию принципов сценического искусства школы Станиславского.
- Комедийный театр, школьная агитбригада – это творческие коллективы, которые своими выступлениями отражают смешные ситуации, взятые из реальной школьной жизни. За основу они берут такие художественные приемы, как юмор и сатира.
- Театр моды. Общеобразовательная программа такого театра ориентирована на формирование творческой и культурной личности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, приобретению навыков в сфере модельного бизнеса. Программа таких театров настроена на получение ребёнком общих технологических навыков обработки изделий, знакомство с историей моды, с ведущими модельерами мира, создание и реализацию своих стильных образов.
- Драматический кружок – это более распространенная форма внеурочной деятельности. Это целый мир, где дети могут примерить на себя различные образы полюбившихся им литературных героев и развить в себе актёрские таланты.
- КВН – это клуб, дающий детям широкие возможности для комплексного развития. Клуб весёлых и находчивых объединяет многие жанры и виды искусства: литературу, музыку, актерское мастерство, художественное слово, хореографию.
- Пантомима – это театр, где всё построено на пластике тела без использования слов для создания сценического образа.
- Танцевальный театр знакомит детей с многочисленными видами танцев.
- Кукольный театр ориентирован на обучение детей технике изготовления кукол, созданию декораций и основам кукловождения.
- Театр для детей ограниченными возможностями здоровья. Например: театр мимики и жестов для глухих и слабослышащих детей, радиотеатр для слабовидящих ребят.
- Необычные театры. Например: театр теней, песочный театр, мультипликационный театр, театр занимательных экспериментов и технологий.
Каждый из перечисленных театров по-своему уникален и оказывает положительное влияние на развитие школьников. Самое главное, надо понять, когда можно начинать развивать ребёнка в этом направлении.
Возраст детей для занятия в школьном театре
С какого возраста лучше отдавать ребёнка на занятия в школьный театр? Минимальный возраст детей для поступления в театральный кружок – 3-5 лет. Традиционно театральные студии начинают работать с детьми от 6-8 лет. Есть группы для мальчиков и девочек от 9-13 лет. Самая серьёзная группа – это подростки от 13 до 16 лет. Если в школе, в которой учится ваш ребёнок, преподавателями организованы театральные кружки, ориентированные на возрастную категорию учащихся, и ваш сын или дочь хотели бы попробовать себя на театральном поприще, то не стоит отказывать в его мечте. Как правило, мальчики и девочки очень активные, яркие, стремящиеся к лидерству. Почему бы им не дать возможность реализовать себя на любительской сцене и дать надежду на дальнейшее продвижение в области театрального творчества. Если ребёнок не обладает подобными качествами, а наоборот, он скромен, скован, стеснителен. Направьте его талант в нужное русло, помогите ему раскрепоститься и раскрыть свои дарования, стать более уверенным в себе, если при этом вы испытываете интерес к такому виду искусства.
Зачем ребёнку школьный театр
В ранние школьные годы продолжается формирование человека, складывается его характер, мировоззрение, вырисовываются его жизненные предпочтения. В раскрытии в детях художественных талантов большую роль могут сыграть школьные театры. Деятельность, связанная с театром, способна заложить в ребёнке фундамент творческого и эстетического потенциала. Будучи приобщённым к театральному искусству в качестве исполнителя, ребёнок учится быть индивидуальной личностью, способной к конструктивному общению с другими людьми, к налаживанию дружественных контактов.
Что дает ребёнку школьный театр и как пригодятся в будущем ребёнку занятия в школьном театре? Школьный театр даёт огромные преимущества мальчикам и девочкам во время общения с родителями, взрослыми, сверстниками. Театр раскрывает их творчески, корректирует поведение. Игра в театральной студии развивает чувство коллективизма, влияет на воображение, фантазию, память, учит взаимовыручке, концентрации внимания, импровизации, согласованности своих действий, владению собой и управлению своими эмоциями. Подобные занятия избавляют особо впечатлительных детей от страхов. Сцена поможет ребятам совершенствовать словарный запас, улучшить произношение звуков, получить новые навыки, а самое главное –принесёт множество положительных эмоций.
- Комментарии