"Художники в памперсах" методика Марии Гмошинской
Первый год жизни ребенка считается доречевым этапом его развития, однако именно в этот период закладываются условия и предпосылки для формирования речи. В это время происходит понимание речи взрослых (пассивная речь) и развитие предречевых вокализаций, что способствует отработке будущей артикуляции. Во втором полугодии начинается дифференциация речевых звуков, в которой выделяются тембр и тон. В результате активного формирования фонематического слуха, к концу первого года дети начинают различать слова, произносимые взрослыми, осознавать их значение, а также понимать смысл действий.

Основой для организации совместного творчества является взаимодействие ребенка с взрослым. Ребенок в возрасте 6 месяцев уже готов к совместной деятельности с красками. Находясь рядом с матерью, он ощущает уверенность в своих силах и смело исследует новый объект (краску), осваивая способы ее использования. Взрослый (инструктор) выступает в роли партнера в этом процессе. После 6 месяцев, особенно в возрасте 8-10 месяцев, ребенок начинает лучше понимать речь взрослого и быстро осваивает, что можно делать с краской. Эмоциональный фон занятий остается крайне важным, как и в первые полгода жизни. Маме необходимо наладить контакт с ребенком, постаравшись избежать негативных эмоций.
Цели методики
Существует методика под названием «Художники в памперсах», разработанная доктором медицинских наук и педиатром Марией Гмошинской. Основная цель этой методики — способствовать гармоничному развитию ребенка, а не превращать его в художника. Уроки рисования помогают развивать зрительно-моторную координацию, формируют представления об окружающем мире и учат работать с цветом, формой, размером и другими понятиями.
Методика «Художники в памперсах» успешно применяется в России уже более 10 лет и была создана педагогом и ученым Марией Гмошинской. По словам автора, занятия по этой методике способствуют развитию креативности и творческого потенциала у детей, а также полезны для улучшения мелкой моторики, восприятия цвета и сенсорных навыков. Более того, что особенно важно, методика позволяет матерям и детям стать ближе друг к другу, так как совместное творчество является мощным источником положительных эмоций для обоих.
Методика Марии Гмошинской имеет свои особенности. Занятия можно начинать уже с 6–7 месяцев, но только после того, как ребёнок научится сидеть. В этом возрасте младенец обычно начинает понимать речь взрослых и осознавать, что можно делать с бумагой и краской.
Первые занятия рисованием должны быть короткими, не превышающими 3–5 минут. Постепенно их продолжительность можно увеличивать до 15–20 минут. При выборе времени занятия важно учитывать настроение и самочувствие ребенка: если он не проявляет интереса или капризничает, лучше завершить занятие.
Регулярные занятия с ребенком необходимы для формирования привычки. Если вы начинаете привлекать малыша к рисованию по методике Гмошинской в возрасте 6–7 месяцев, лучше всего начинать с одного или двух раз в неделю. В дальнейшем, если ребенок проявит интерес, занятия можно сделать более частыми.
Рисовать рекомендуется при естественном освещении в утренние часы, после завтрака, так как в это время малыш лучше воспринимает новую информацию.
На первых занятиях стоит обучать рисованию с помощью рук — пальцев и ладошек. Только когда ребенок уверенно освоит эту технику, можно переходить к использованию кистей.

Что нужно для занятий
Для успешного проведения занятия рисованием с малышами, родителям следует заранее подготовить все необходимые материалы. Важно, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего, что могло бы отвлекать ребенка. Заниматься нужно именно за рабочим столом, а не за обеденным, чтобы ребенок понимал, что краски – это не еда, и их нельзя пробовать на вкус. На первых занятиях на это стоит обратить особое внимание. В начале урока малышу предлагают всего один или два цвета краски (рекомендуется выбирать между зеленым, желтым и оранжевым), объясняют, что это такое, и называют цвет. Затем показывают, как достать краску из баночки, и позволяют провести пальцами по бумаге, оставляя следы. Постепенно ребенка знакомят с новыми цветами и учат их смешивать.
Знакомство с кистью обычно происходит после того, как ребенок научится свободно рисовать пальцем (как правило, к своему первому дню рождения малыш уже готов к работе с кистью). Автор методики рекомендует в начале использовать кисточки № 22—24. Чтобы юный художник не испугался нового инструмента, стоит позволить ему немного поиграть с кистью. В качестве холста вначале можно использовать обычные альбомные листы формата А4. По мере взросления ребенка можно перейти на листы формата А3. Кстати, чтобы не тратить слишком много денег на бумагу (опытные родители знают, что ребенок может быстро израсходовать большое количество бумаги), альбомные листы можно заменить рулонными обоями.
Со временем будущему художнику можно предложить вместо холста тонированные листы и цветной картон. Когда ребенок освоит технику работы с кистью, ему можно будет предложить рисовать картины на мольберте, как настоящему художнику. Очень важно, чтобы взрослый во время занятий подробно и доступно объяснял материал, смотря ребенку в глаза. И, конечно, после завершения урока малыша обязательно нужно похвалить.

Мария Гмошинская в своей методике рисования утверждает, что активность ребенка в процессе рисования во многом зависит от вовлеченности матери. Работа с красками приносит положительные эмоции и помогает снять негативные чувства, как у ребенка, так и у взрослого. Чем раньше начинается знакомство с красками, тем более развитыми становятся навыки к 2,5 годам. С возрастом меняется и техника рисования. После освоения основных методов рисования ребенок может применять любые техники, независимо от своего возраста. У детей, которые прошли стадию младенческого рисования, обычно отсутствует страх испачкать руки.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 25.11.2025 19:51:37
0
0
0
Рекомендуем почитать
- Комментарии
- Мамам-шопоголикам70
- Игрушки своими руками26
- Про подарки детям46
- Про игрушки по возрасту22
- Обустраиваем детскую22
- Полезные советы34
- Про воспитание детей16
- Про детское творчество1
- Про игрушки антистресс1
- Про интересы детей3
- Про книги для детей10
- Про коллекции3
- Про обучение детей74
- Про психологию детей15
- Про развивающие игрушки22
- Про развитие детей63
- Про семейные праздники20
- Про физиологию детей22
- Рейтинги игр и игрушек53
- Рейтинги площадок2
- Праздники для детей66
- Про игрушки для улицы19
- Про игрушки для дома30
- Про обучающие игрушки46
- Про гаджеты для детей6
- Про отдых с детьми12
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Бренд товара | |
| Материал | |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |





































