Инструменты развития артикуляции и дикции у детей
Все родители хотят, чтобы их дети говорили четко и понятно. В каком возрасте в речи у малышей появляются те или иные звуки и что влияет на развитие речи и артикуляции у детей, инструменты развития артикуляции и дикции у детей – вот о чем речь в данной статье.
При работе с постановкой звуков родителями есть две крайности: попытка поставить все и сразу, как только ребенок начал говорить или игнорирование проблемы, ожидание, что все решится, само собой. Для того, чтобы не уходить в крайности, разберемся, во сколько лет какие и звуки должны появиться в речи ребенка.
В 1-2 года появляются звуки: П-Б-Ф-В-Т-Д-Н-Г-К-Х-Й
В 3-4 года четко слышны: С-З-Ц
В 4-5 лет следим за тем, чтобы появились: Ш-Ж-Ч-Щ
В 5-6- лет занимаемся звуками: Л-Р
Обратите внимание, мышцы артикуляционного аппарата должны быть готовы произносить те или иные звуки, и если ставить их раньше времени, то это может привести к искаженному произношению. Поэтому последующая информация актуальна для детей старше 5 лет.
На развитие речи ребенка больше всего влияет окружение. Если с детства ребенок слышит сюсюканье, искаженное воспроизведение слов, например, «ути малыська», «заиська», и другое, то он воспринимает это, как норму, а значит пытается повторить именно этот вариант. Чем раньше вы уберете это из своей речи, тем лучше. Отличный способ создать чистую языковую среду – чтение вслух. Как бы банально это не звучало, произведения А.С. Пушкина будут отличным помощником.
Теперь наиболее подробно разберем упражнения для развития артикуляции у детей. Ниже будет приведен список упражнений, из него нужно выбрать только те, от которых чувствуется эффект, остальные будем считать, что не подходят данному артикуляционному аппарату, и это норма.
Снятие зажима с нижней челюсти
- медленно откройте рот на максимум, покажите язык, держите рот в таком положении 10 секунд, медленно закройте;
- зажмите во рту ладонь (между большим и указательным пальцем), считайте до 10, уберите ладонь и произнесите: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт»;
- выставите челюсть вперед, затем внутрь, в правую и левую стороны;
- опустите расслабленную челюсть вниз, внешней стороной ладони постучите по подбородку так, чтобы зубы смыкались, и челюсть вновь опускалась вниз.
Разминка губ
- рот широко растяните в улыбке, сохраните это положение минимум 10 секунд;
- вытяните губы длинной трубочкой. Тяните к носу, затем к подбородку, зубы сомкнуты;
- сдвигайте трубочку вправо, влево. После - круговые движения;
- чередование положения (улыбка/трубочка);
- упражнение «Пасть льва». Медленно откройте рот на максимум, держите в этом положении 10 секунд, аккуратно закройте. В процессе выполнения упражнения показывайте язык, тянитесь к подбородку;
- натяните верхнюю губу к носу, нижняя в расслабленном состоянии, затем наоборот;
- покусайте верхнюю и нижнюю губу;
- упражнение «Вертолетики». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать.
Разминка щек
- поочередно втяните и раздуйте щёки;
- напрягите щёки и губы с попыткой вытолкнуть из ротовой полости воздух;
- надуйте щёки, перегоните весь воздух сначала в правую, затем в левую щеку. После загоните весь воздух в пространство над губой и под губой;
- изнутри пожуйте щеки, пространство над губой и под губой.
Разработка мягкого нёба
- попробуйте зевнуть с закрытым ртом;
- представьте, на языке лежит сочная ягода, нужно раздавить её о верхнее небо.
- произносите, удерживая кончик высунутого языка пальцами (или зубами), «И-А». Звук «И» отделяется от звука «А» паузой.
- произносите гласные звуки с позевыванием: И-Э-А-О-У-Ы.
Разминка языка
- упражнение «Змейка». В быстром темпе: покажите язык и резко спрячьте обратно;
- упражнение «Уборщик». Тщательно «вычищаем» языком всю внутреннюю полость рта;
- пожуйте язык. Затем прикусите его с каждой стороны, отдельно проработайте кончик языка;
- изнутри «постучитесь» языком в передние зубы. Для удобства можно произносить звук «Т» на каждый удар.
- упражнение «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведите от верхних резцов до мягкого неба;
- попробуйте «проглотить» язык, потяните уздечку. При возникновении неприятных дискомфортных ощущений упритесь кончиком языка в твердое небо и начните оттягивать челюсть вниз;
- упражнение «Лошадка». Присосите язык к нёбу, щёлкните языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку;
- упражнение «Гармошка». Откройте рот. Язык «приклейте» к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть;
- упражнение «Качели». Откройте рот. Напряженным языком тянитесь к носу, затем к подбородку. Тоже упражнение выполняется из стороны в сторону;
- упражнение «Катушка». Рот открыт. Кончиком языка упритесь в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и прячется вглубь рта;
- произнесите сочетание звуков «ФР-Р-Р», добейтесь вибрации в языке и мягком небе.
Помимо гимнастики на развитие дикции и речи у детей влияют произнесение скороговорок и буквосочетаний. Если есть проблемы с определенными звуками, делаем упор на них. Это отличные инструменты развития артикуляции у детей.
Звук «Л»
Около кола колокола,
Около ворот коловорот.
Сладкую клубнику ел,
Клоун утром между дел.
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
Колпак на колпаке,
Под колпаком колпак.
Звук «З»
Идет Назар на базар,
Купит на базаре козу Назар.
Зоя зайкина хозяйка,
Только зайка тот зазнайка.
Звонко зазвенел звонок,
Зовёт Зою на урок.
Роза мёрзла от мороза.
Зато реке морозы – не угроза.
Звук «Р»
Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.
Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.
Звук «С»
У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Саша любит сушки,
а Соня – ватрушки.
Ест киска суп из миски:
Сыта киска - пуста миска.
Звук «Ц»
На цветке пыльца у цветка овца
На носу овцы целый слой пыльцы.
Две разноцветные курицы
Бегают по улице.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.
Звук «Ш»
Слушали старушки,
Как куковала кукушка на опушке.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
В шалаше лишь шмель шумит.
Там, свернувшись, Саша спит.
По шоссе Саша шел
Саше на шоссе Саша нашел.
Звук «Ч»
Чебурашка черепашку
Попросил раскрасить чашку.
Течёт речка, не вытечет,
печёт печка – калач выпечет.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Звук «Щ»
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Я щавель на щи ращу
И на дождик не ропщу.
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Помимо скороговорок хорошо помогают буквосочетания, например:
ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ
ХТИ-ХТЭ-ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЫ
КТИ-КТЭ-КТА-КТО-КТУ-КТЫ
НТИ-НТЭ-НТА-НТО-НТУ-НТЫ
МТИ-МТЭ-МТА-МТО-МТУ-МТЫ
ФТИ-ФТЭ-ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ
РТИ-РТЭ-РТА-РТО-РТУ-РТЫ
ТПКИ-ТПКЭ-ТПКА-ТПКО-ТПКУ-ТПКЫ
Ежедневно помогайте выполнять ребенку выполнять артикуляционную гимнастику, произносите вместе с ним скороговорки и буквосочетания. Следите, чтобы звуки появлялись в его речи, согласно возрасту.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 26.11.2024Рекомендуем почитать
- Комментарии