Правописание словарных слов
В русском языке существует значительное количество слов, которые невозможно проверить с точки зрения правописания. Это связано с тем, что их написание основывается на исторических принципах, формировавшихся на протяжении времени. Некоторые из этих слов являются заимствованиями из других языков, где действуют свои собственные правила орфографии.
Правило правописания словарных слов состоит в том, что они не подчиняются существующим орфографическим нормам и не подлежат проверке. Их можно лишь запомнить или сверить с толковым словарем. Словарные слова противопоставляются тем, которые пишутся строго в соответствии с установленными орфографическими правилами.
Термин «словарные слова» происходит от того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, где особое внимание уделяется их написанию. Таким образом, все словарные слова русского языка можно найти в соответствующих орфографических словарях, и их перечень является весьма обширным.
Как выучить правописание словарных слов?
Одним из важных аспектов является знакомство детей с историей возникновения словарных слов, включая их этимологию, былины и притчи. Если объяснить детям, как появились те или иные слова, им будет легче установить ассоциации и запомнить написание орфограмм. Я обращаюсь к этимологии не всегда, а только в тех случаях, когда она помогает запомнить орфографическую форму слова. Вот несколько примеров.
Обращение к этимологии слова
Слово «берёза» в древности означало «ясный, светлый». От этого корня произошло слово «белый». Берёза – это дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «метель» происходит от глагола «мести». Ветер метет снег (мел, метлы).
Слово «столица» связано со словом «стол». В древности «держать стол» означало обладать властью. Столица – это город, где живёт тот, кто «держит стол», то есть имеет власть.
Слова «платье» и «платок» происходят от одного корня «плать», который обозначал квадратный кусок ткани.
Слова-подсказки
Использование аудиальных подсказок подразумевает связывание слова с другим, которое легко запоминается, часто встречается и имеет схожее звучание. Например: Петя - петушок; мед - медведь; у Сони - собака; у Маши - машина; Костя - в костюме; Костя - в коричневом костюме; Катя - у калитки; Катя - на картине; Оля - на портрете; два Коли - в коридоре; девочка - дежурная; заядлый - заяц; лопасть - лопаты; травма - в трамвае; рис - на рисунке; не уроним - урожай; дома - из дерева в деревне; дороги - дороги. Каждый учитель располагает множеством таких вспомогательных слов.
Группировка слов по схожести орфограмм
При изучении словарных слов определенных тематических групп целесообразно сначала рассмотреть слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или другой), а в завершение – слова с трудностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов на тему «Дом, квартира» в 3 классе сначала обращаем внимание на слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Затем переходим к словам с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Завершает изучение темы слово счастье.
Применение схем гласных и согласных
При изучении слов с трудным написанием гласных мы создаем схемы гласных и стараемся их запомнить. Например, для слова «автомобиль» это будет (аоои), для «горизонт» - (оио), для «велосипед» - (еоие), а для «библиотека» - (ииоеа). В свою очередь, в словах, где возникают трудности с запоминанием написания согласных, мы составляем схемы согласных. Например, для слова «район» это (рйн), для «перрон» - (пррн), для «счастье» - (счст), а для «территория» - (трртр). Дети воспринимают такие задания как игру и с удовольствием их выполняют, что способствует запоминанию сложных слов.
Использование игры для освоения правописания словарных слов
В процессе поэтапного игрового обучения формируются все необходимые механизмы (в первую очередь произвольность), которые способствуют успешной учебе и, в частности, грамотному письму. Игры можно использовать для запоминания словарных слов.
Игра «Словарное лото». Для проведения игры нужно подготовить крупные карточки с написанными на них словарными словами, а также маленькие карточки с теми же словами. Большие карточки находятся у родителя, а маленькие – у ребенка. Мама называет слово, если у ребенка, есть карточка с этим словом, он произносит слово по буквам и переворачивает свою карточку.
Как правильно писать словарные слова без ошибок?
Создание схем для гласных и согласных. При изучении слов с трудными гласными полезно составить схему гласных и запомнить ее. Для слов, где возникают сложности с написанием согласных, также стоит создать схему.
Запись слова с «окошком». После того как ученики определят ударные и безударные слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важно отметить трудное место, пропустив букву (так называемое «окно»). Вместо пропущенной буквы следует поставить какой-либо «сигнал опасности», например, точку. После записи слова с «окном» учащиеся должны попытаться подобрать проверочное слово и определить нужное написание.
Мнемотехника. К мнемоническим методам относятся стихи, рассказы, ребусы и рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации и способствуют запоминанию написания словарных слов.
Прием «Чепушина». Словарное слово, с которым дети познакомились на уроке, записывается в столбик. На каждую букву этого слова подбираются ранее изученные слова. Затем из этих слов создается мини-текст или отдельные предложения.
Освоение написания сложных слов требует многократных и систематических упражнений. Можно научиться правильно, писать слова с непроверяемым написанием, превратив этот процесс в увлекательное занятие. Изучение словарных слов с использованием различных приемов расширяет наш кругозор, погружая нас не только в мир русского языка, но и в литературу, историю, окружающую действительность и даже изобразительное искусство
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 24.05.2025 02:05:04Рекомендуем почитать
- Комментарии